Социально-экономическое развитие Киевской Руси (конец IX – начало XI)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основные теоретические подходы к изучению социально-экономической истории Киевской Руси
В современной историографии существуют две основные трактовки социально-экономической истории Киевской Руси.
Киевская Русь – дофеодальное государство.
Киевская Русь – феодальное (раннефеодальное) государство.
Первую трактовку поддерживали Ключевский и Соловьев. Они считали, что основой социально-экономического развития Киевского государства была торговля, т. е. Русь не феодальное государство. Вторую концепцию сформулировал в 30-х годах ХХ века Греков, который утверждал, что основу социально-экономического развития составляло земледелие. В 60-е годы эту концепцию дополнили Черепнин и Рыбаков.
Впервые вопрос о наличии феодальных институтов был поставлен Павловым-Сильванским. По его мнению, феодальные институты Киевской Руси возникли в 13 веке в монгольское время
Основными чертами феодального общества являются:
Наличие крупного частного землевладения (вотчины)
Земля – главный источник извлечения богатства.
Владение землёй – привилегия людей, несущих военную или гражданскую службу в пользу вышестоящего лица.
Собственник земли (вотчинник) имел право присваивать себе часть продукта, который производили зависимые от него крестьяне.
Натуральный характер хозяйства.
Источником производства является мускульная сила человека и животного.
Присвоение могло осуществляться тремя способами:
натуральная рента (оброк);
денежная рента (денежный оброк);
отработочная рента (барщина).
Теория родового быта (основная дофеодальная концепция Киевской Руси)
Основой социально-экономического строя Киевской Руси являлся род. С.М. Соловьев и Кавелин сформулировали:
Русское государство от родовой стадии до государства прошло без переходного этапа.
Киевское государство – комбинация славянских родов.
Доминирующее положение среди этих родов имел род Рюриковичей.
Великий русский мыслитель и славянофил К. Аксаков в конце 19 века дополнил теорию родового быта следующим положением, что основой социально экономического порядка был не род, а община.