1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ IX – НАЧАЛО XI)

Социально-экономическое развитие Киевской Руси (конец IX – начало XI)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

дофеодальное феодальное (раннефеодальное) род община Теория родового быта
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные теоретические подходы к изучению социально-экономической истории Киевской Руси

В современной историографии существуют две основные трактовки социально-экономической истории Киевской Руси.

  1. Киевская Русь – дофеодальное государство.

  2. Киевская Русь – феодальное (раннефеодальное) государство.

Первую трактовку поддерживали Ключевский и Соловьев. Они считали, что основой социально-экономического развития Киевского государства была торговля, т. е. Русь не феодальное государство. Вторую концепцию сформулировал в 30-х годах ХХ века Греков, который утверждал, что основу социально-экономического развития составляло земледелие. В 60-е годы эту концепцию дополнили Черепнин и Рыбаков.

Впервые вопрос о наличии феодальных институтов был поставлен Павловым-Сильванским. По его мнению, феодальные институты Киевской Руси возникли в 13 веке в монгольское время

Основными чертами феодального общества являются:

  1. Наличие крупного частного землевладения (вотчины)

  2. Земля – главный источник извлечения богатства.

  3. Владение землёй – привилегия людей, несущих военную или гражданскую службу в пользу вышестоящего лица.

  4. Собственник земли (вотчинник) имел право присваивать себе часть продукта, который производили зависимые от него крестьяне.

  5. Натуральный характер хозяйства.

  6. Источником производства является мускульная сила человека и животного.

Присвоение могло осуществляться тремя способами:

  • натуральная рента (оброк);

  • денежная рента (денежный оброк);

  • отработочная рента (барщина).

Теория родового быта (основная дофеодальная концепция Киевской Руси)

Основой социально-экономического строя Киевской Руси являлся род. С.М. Соловьев и Кавелин сформулировали:

  • Русское государство от родовой стадии до государства прошло без переходного этапа.

  • Киевское государство – комбинация славянских родов.

  • Доминирующее положение среди этих родов имел род Рюриковичей.

Великий русский мыслитель и славянофил К. Аксаков в конце 19 века дополнил теорию родового быта следующим положением, что основой социально экономического порядка был не род, а община.