... > История России > Советская культура в...

Советская культура в середине 50 – середине 60-х гг

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Оттепель» «Доктор Живаго» А. И. Солженицына «Культурная революция» Хрущева образование
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Развитие отечественной культуры в «хрущевское десятилетие» осуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. В первой половине 50-х гг. особую актуальность приобрели произведения И. Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.

XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надежд советской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и роли творческой личности в социалистическом обществе. «Оттепель» в культурной жизни страны была санкционирована властями и существовала в определенных рамках.

Партийное руководство, тем не менее, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдельных решений, принятых во второй половине 40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и другие были огульно названы представителями «антинародного формалистического направления».

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампания травли известного писателя Б. Л. Пастернака. В 1955 г. он закончил большой роман «Доктор Живаго». Год спустя роман был передан для публикации в журналы «Новый мир», «Знамя», в альманах «Литературная Москва», а также в Гослитиздат. Однако издание произведения откладывалось под благовидными предлогами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. 1958 г. автору романа «Доктор Живаго» была присвоена Нобелевская премия в области литературы. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Дело Пастернака показало, таким образом, пределы десталинизации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующим порядкам и служить им. Те, кто не смог перестроиться, в конце концов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла стороной будущего Нобелевского лауреата поэта И. Бродского, который эмигрировал.

Несмотря на жесткие рамки, в которых авторам было позволено творить, в начале 60-х гг. в стране было опубликовано несколько ярких произведений, вызвавших уже тогда неоднозначную оценку. Среди них - повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Произведение было задумано автором зимой 1950/1951 г. во время нахождения на общих работах в Экибастузском Особом лагере. Решение о публикации рассказа, повествующего о жизни заключенных, было принято на заседании Президиума ЦК КПСС в октябре 1962 г. под личным давлением Хрущева. В конце того же года он был напечатан в «Новом мире», а затем в издательстве «Советский писатель» и в «Роман-газете». Десять лет спустя все эти издания будут уничтожены в библиотеках по тайной инструкции.

«Культурная революция» Хрущева имела, таким образом, несколько граней: от публикации произведений бывших заключенных и назначения в 1960 г. министром культуры оказавшейся весьма либеральной Е. А. Фурцевой до погромных выступлений самого первого секретаря ЦК. Показательной в этом отношении стала встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, состоявшаяся 8 марта 1963 г. В ходе обсуждения вопросов художественного мастерства Хрущев позволил себе грубые и непрофессиональные высказывания. Так, характеризуя автопортрет работы художника Б. Жутовского, лидер партии и глава правительства прямо заявлял, что его произведение - «мерзость», «жуть» , «грязная мазня» , на которую «противно смотреть».

В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успехов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейшего развития системы народного образования. В стране вводилось обязательное восьмилетнее образование. К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одновременно школа получала политехнический профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью. Но школы оказались не оснащены современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а преподаватели не готовы к «дополнительной» нагрузке.

Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым годом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование. Если накануне войны ежегодно число выпускников школы составляло около 468 тыс. человек, то в 1951-1955 гг. оно превысило 1 млн человек, а в 1956-1960 гг. - 1,7 млн человек.