1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I (1825-1855)

Внутренняя политика Николая I (1825-1855)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

необходимость реформ опору в чиновниках 15-томный Свод Законов Российской империи Польше вспыхнуло восстание Финансовая реформа Канкрина строительство ж/д Таймкод:
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Николай I понимал необходимость реформ, но страх перед революцией, вызванный восстанием декабристов и ростом революционного движения в Европе, заставил его уклоняться от глубоких преобразований и вести охранительную политику. Одной из главных целей политики Николая I было усиление самодержавия, распространение власти императора на максимально широкую сферу деятельности госуправления. Для этого была проведена реорганизация высших гос. учреждений. Усилилась роль генерал-адъютантов и флигель-адъютантов, которые должны были выполнять функции контролеров во всех сферах. Была повышена роль канцелярии собственно Его Императорского величества в гос. управлении. Канцелярия была разделена на отделения. В функции I отделения канцелярии входило ежедневное информирование царя по всем вопросам жизни страны. Почти все ведомства должны были каждый день по утрам доставлять в это отделение краткие сведения о своей деятельности, а также представлять дела, которые должен был рассматривать сам император.

Особая роль отводилась 3-му отделению – политической полиции, усиленной корпусом жандармов. Она осуществляла надзор за религиозными движениями и сектами, политически неблагонадежными лицами, ведало цензурой и такими политически опасными делами, как жестокое обращение помещиков с крестьянами. Вся страна была разделена на жандармские округа во главе с генералами жандармерии, которые должны были выявлять и пресекать крамолу.

После восстания декабристов он перестал доверять дворянам и нашел опору в чиновниках. В 1827 впервые были установлены пенсии за гос. службу. Во внутренней политике Николай придерживался принципа «запрещено все, что не разрешено». Он ввел жесткую цензуру (цензоры были обязаны запрещать любое издание, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавия или Православия), систему паспортов, не позволявшую подданным свободно передвигаться, резко ограничил выезд за границу.

Кодификация законов. Группе юристов под руководством Сперанского было поручено составить свод законов. Все российские законы, изданные после 1649 были собраны и расположены в хронологическом порядке (47 томов). В 1832 издан 15-томный Свод Законов Российской империи. Это позволило упорядочить деятельность гос. аппарата.

В 1830 в Польше вспыхнуло восстание, вызванное нарушением конституции, дарованной Александром I. Оно было подавлено, польская конституция отменена, Царство Польское было объявлено неотъемлемой частью Российской империи, а российский император стал польским королем, парламент и польская армия были распущены. Страх перед революцией усилился.

Сословная политика была направлена на усиление наиболее богатой, консервативно-привилегированной части дворянства. В 1831 для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, были повышены нормы имущественного ценза. В 1832 было учреждено новое сословие – потомственные и личные почетные граждане (освобождались от телесных наказаний и рекрутской повинности). В 1845 был возрожден майорат, запрещавший дробление помещичьих наделов.

Образование. Николай I решил создать такую систему образования и воспитания, кот. исключала бы возможность развития революционных настроений и была направлена на формирование верноподданнических взглядов. Исполнителем этого курса стал С.С.Уваров. в 1834 г. он создал теорию официальной народности «православие – самодержавие - народность», ставшую идеологической основой системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. Число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся увеличивалось.

Университеты были отстранены от заведования учебными делами в среднем и низших звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов. Министерство получило возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, была увеличена плата за обучение в университетах и ограничено число студентов. Правительство хотело направить молодежь в военные уч. заведения – было основано 11 кадетских корпусов.

Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Людям «низших званий» следовало получать образование преимущественно в одноклассных церковно-приходских школах. Для горожан были трехклассные училища и лишь для дворян – семиклассные гимназии. Только программа гимназии позволяла поступать в университет, но существовал экстернат. В уч. Заведениях обучалось ок. 1% населения. В 30-х гг. преподавание естественных и математических наук сократилось в пользу латыни и церковно-славянского. Современная история и литература не преподавались вовсе во избежание возбуждения «вредных мыслей». Государство выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные.

Финансовая реформа Канкрина (1839-43). До К. р. было бумажно-денежное обращение. Бумажными деньгами финансировали военные расходы, особенно во время войн с Наполеоном. В результате ассигнации резко обесценились. Необходимость укрепления государственного кредита и нормализации хозяйственной жизни заставили правительство пойти на реформу. В 1839 в основу денежного обращения был положен серебряный рубль и установлен обязательный курс ассигнации: 3 руб. 50 коп. ассигнациями = 1 руб. серебром. В 1843 ассигнации начали постепенно изыматься из обращения и обмениваться по обязательному курсу на кредитные билеты, свободно обмениваемые на серебро. Канкрин следил, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов соответствовало гос. запасу серебра. Эта реформа способствовала росту торговли и промышленности. Канкрин также обложил высокими пошлинами ввозимые в Россию товары, что приносило доход гос. казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность. Финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны.

В его правление начато строительство ж/д, связывавших Варшаву и Вену, Москву и Санкт-Петербург, впервые появился электрический телеграф. Продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Стали применяться паровые машины.

Этот урок посвящён внутренней политике Российской империи 1825–1855 гг., то есть эпохи правления Императора Николая Павловича. Таймкод: 0:00 Тема и план урока 1:40 Пару фактов из биографии Николая I 3:20 Николаевский режим и его особенности 5:50 Три кита России: теория официальной народности и истоки русского консерватизма 7:20 III отделение СЕИВК (Собственная Его Императорского Величества канцелярия) 9:05 Усиление цензуры 9:36 Кодификация законов М.М. Сперанского 11:22 Борьба с вольнодумством 12:52 Социально-экономические реформы 18:24 Итоги Мы в социальных сетях: https://vk.com/domyem

Таймкод:

  • 0:00 Тема и план урока.

  • 1:40 Пару фактов из биографии Николая I.

  • 3:20 Николаевский режим и его особенности.

  • 5:50 Три кита России: теория официальной народности и истоки русского консерватизма.

  • 7:20 III отделение СЕИВК (Собственная Его Императорского Величества канцелярия).

  • 9:05 Усиление цензуры.

  • 9:36 Кодификация законов М.М. Сперанского.

  • 11:22 Борьба с вольнодумством.

  • 12:52 Социально-экономические реформы.

  • 18:24 Итоги.