1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА. ТРИ ТЕЧЕНИЯ В НАРОДНИЧЕСТВЕ

Возникновение народничества. Три течения в народничестве

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

народничества нигилист революционное либеральное пропагандистское направление П. А. Лавров бунтарское, или анархическое, направление М. А. Бакунин заговорщическое направление П. Н. Ткачев
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллиген­ции — народничества. Народники рассматривали народ — кре­стьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к ново­му, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду».

Народничество стало ведущим направлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники

  • защищали интересы крестьян;

  • отрицательно относились к буржуазному строю;

  • верили в социалистическую утопию;

  • надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

  • не понимали, что в деревне уже возникают капиталисти­ческие отношения;

  • рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских круж­ках, отрицали их самостоятельную роль;

  • не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;

  • полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

  1. 70-е — начало 80-х годов — революционное на­родничество;

  2. 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три глав­ных идеолога:

  1. пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров, дворянин, полковник, профессор математики Артиллерий­ской академии, за принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду, бежал за границу, жил в Париже, уча­ствовал в Парижской коммуне, был членом I Интернацио­нала, редактировал журнал «Вперед!». Лавров считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к со­циализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Исторический прогресс есть результат уси­лий «критически мыслящих личностей» из интеллигенции. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

  2. бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин, дворянин, прапорщик, студент-философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848— 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лон­дон, сотрудничал с Герценом и Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал К. Маркса. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство — это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом С.Г. Нечаевым, который основал в Москве неле­гальный кружок «Народная расправа», и попал под его вли­яние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «об­реченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать лю­бые средства, даже самые аморальные. Он создал подполь­ную организацию со строгой конспирацией и жесткой дис­циплиной. Студента И. И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за гра­ницу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской кре­пости. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой револю­ции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание. Умер Баку­нин в 1876 г. в Швейцарии в больнице для чернорабочих;

  3. заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев, не­богатый дворянин, осужден по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету «Набат». Он полагал, что самодер­жавие не имеет прочной основы, поэтому для его сверже­ния нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут со­циалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одержи­вать верх в народническом движении.