Функции социального конфликта в работе Л. Козера
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
«Функции социального конфликта» 1956 год.
Важнейшие негативные функции конфликта (по Козеру):
Ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников с целью разрешения конфликта.
Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга.
Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него.
Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющих их стремиться больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий.
Материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Позитивные функции конфликта (по Козеру):
Конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, закостенеть; конфликт толкает систему к изменению, к развитию, открывает дорогу к инновациям способным её усовершенствовать.
Конфликт играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнаю друг друга.
Конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов.
Конфликт снимает синдром «покорности», стимулирует активность людей.
Стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости.
В возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам: стойкости, мужеству / бесхребетности, трусости для выдвижения и формирования лидеров.
Развязывание конфликта снимает подспудную (скрытую) напряженность и дает ей выход.
Конфликт выполняет диагностическую функцию: иногда даже полезно спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел.