... > Конфликтология > Концепция «Столкновения цивилизаций»...

Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона: анализ текста

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Сэмюель Хантингтон Столкновение цивилизаций Причины неизбежности столкновения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сэмюель Хантингтон (родился 18 апреля 1927 г.) — американский политолог, получивший мировую известность за свою гипотезу о характере субъектов международных отношений в XXI в. — международные отношения в XXI в. будут определяться взаимодействием не национальных государств, а цивилизаций.

Его статья «Столкновение цивилизаций» была опубликована в 1993 г. в журнале "Foreign Affairs". «Столкновением цивилизаций», глобальной межцивилизационной войной были названы им события конца XX — начала XXI вв. В зарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов. Он выделяет шесть цивилизаций: западную, тайско-конфуцианскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую — и иногда добавляет 7-ую, африканскую. Хотя Хантингтон и выделяет в своей статье несколько цивилизаций, однако представляется абсолютно ясным, что действующих лиц в его концепции всего два: «Запад» и «Незапад».

Причины неизбежности столкновения: 

  • реальность и непримиримость различий между цивилизациями; 

  • взаимозависимость мира, которая превращает его в «мировую деревню», влечет за собой рост межцивилизационных взаимодействий и увеличение миграционных потоков; 

  • происходящие в мире процессы экономической модернизации и социального развития отрывают людей от их корней и идентичностей, ведут к ослаблению государства и росту влияния религий;

  • всплеск межцивилизационных противоречий объясняется и двойственной позицией Запада: доминируя на международной арене в экономическом и научном отношении, он в то же время поощряет «возврат к истокам» в незападных цивилизациях, следствием чего является «дезападнизация» элит развивающихся стран; 

  • культурные особенности являются более устойчивыми, чем политические и экономические. Поэтому компромиссы в этой сфере найти гораздо труднее;

  • мировая экономика регионализируется: возникают крупные экономические объединения (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и т. д.), что также усиливает «цивилизационное сознание», так как экономические организации базируются на общих культурных основаниях.

«Цивилизационный шок» проявляется на двух уровнях — нижнем, между группами смежных культур, соприкасающихся друг с другом по линиям цивилизационных разломов, и верхнем, между государствами, принадлежащими к разным цивилизациям. Поэтому в краткосрочной перспективе не может идти никакой речи о становлении единой цивилизации, а в долгосрочной предполагается, что мир XXI века будет состоять из различных цивилизаций, каждая из которых должна будет научиться сосуществовать с другими. Это Хантингтон считает довольно сомнительным.