Основные направления в изучении международных конфликтов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Существуют три основных направления в изучении международных конфликтов:
«стратегические исследования»;
«исследования конфликта»;
«исследования мира».
Главное, что их объединяет, это стремление осмыслить роль данного социального феномена в функционировании международной системы, в отношениях между ее различными составными частями и сформулировать на этой основе выводы, имеющие практическое значение.
Стратегические исследования.
Отличительные черты анализа международных конфликтов с этих позиций состоят в их направленности на решение практических задач, связанных с обеспечением национальных интересов и безопасности государства, созданием благоприятных условий для победы в возможной войне.
Центральная задача стратегических исследований состоит в попытке определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в конфликтной ситуации, способное оказывать влияние на противника, контролировать его, навязывать свою волю. С этой точки зрения, конфликт начинается тогда, «когда одна или другая сторона начинает рассматривать противоречие в военных терминах».
Исследования конфликта.
Центральными для этого направления являются вопросы, связанные прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. Относительно вопроса о происхождении международных конфликтов есть две позиции:
структурный подход — международные конфликты можно объяснить причинами, связанными с характером структуры международной системы;
контекстуальный подход — сторонники этого подхода склонны выводить эти причины из контекста, т.е. внутренней среды системы межгосударственных отношений.
Исследования мира.
По существу, в рамках названного направления («автономность» которого, как и тех, что были рассмотрены выше, носит относительный характер) речь идет о широком комплексе вопросов, связанных с поисками урегулирования международных конфликтов. В рассмотрении данной проблематики могут быть выделены три основных подхода:
один из них связан с традициями американской школы «Conflict Resolution»;
второй основывается на видении, присущем европейскому течению «Peace Research»;
третий делает акцент на процессе международных переговоров.