Распад биполярной системы и новые популярные концепции международного конфликта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Окончание холодной войны, крушение социалистического лагеря и развал СССР вывели на первый план вопросы, отражающие феномены массового масштаба, свидетельствующие о переходном характере современного международного порядка, и не освоенные до конца ни одним из теоретических направлений в исследовании международных конфликтов. Действительно, в эпоху холодной войны тотальный контроль над миром со стороны двух сверхдержав выполнял регулятивную роль в международных отношениях. В наши же дни ядерное оружие уже не имеет прежнего устрашающего и сдерживающего значения. Вместе с развалом Советского Союза, исчезновением биполярности и окончанием идеологического противоборства между Востоком и Западом произошло высвобождение «замороженных» прежде конфликтов, столкновений социальных меньшинств, культурных идентичностей и иных явлений, достигающих сегодня кризисных масштабов во многих, особенно в слаборазвитых, странах.
Концепция «Конца истории» Ф. Фукуямы
В чем состоит «конец истории»?
Наличие в обществе некого сознания, благоприятствующего либерализму, а также самого либерализма как универсальной идеологии, теоретическая истинность положений которого абсолютна.
«Конец истории» — это широкое распространение в настоящий момент западной потребительской культуры и западной культуры в целом.
Этот процесс является частью неоспоримой победы экономического либерализма вообще и ведёт к ней как составной части «конца истории».
Победа экономического либерализма обусловливает и победу либерализма политического.
«Конец истории» — это победа капитализма.
«Конец истории» означает перестройку всей системы международных отношений.
«Конец истории» — это триумф Запада. Фукуяма рассматривает Запад как некую единую целостность. Он не видит между его странами каких-либо существенных различий, а главное — не видит различий экономических интересов. Если же видит, то не придаёт им значимости, возможно, считая их второстепенными, временными, случайными.
Наступивший конец истории делит современный мир на две части. Одна из них будет принадлежать истории, другая — пост-истории. Собственно, и всю эволюцию человечества можно также разделить на два временных периода: собственно историю и пост-историю.
Основное внимание Фукуяма уделяет XX в., в течение которого фашизм и коммунизм были двумя главными вызовами либерализму.
Фашизм исходил из того, что противоречия либерализма, политическая слабость Запада, его моральное разложение не могли быть устранены в его рамках. Но фашизм был сокрушен мировой войной. Это было не просто материальное поражение, но и поражение идеи. Уже после поражения фашистской Германии законность каких-либо территориальных захватов была дискредитирована, а модель великодержавного поведения, характерная для XIX в., стала настоящим анахронизмом.
Более серьезным вызовом либерализму был коммунизм как вторая великая альтернатива. С точки зрения марксизма, либеральному обществу присуще неразрешимое фундаментальное противоречие между трудом и капиталом. Однако Фукуяма утверждает, что уже в период истории классовый вопрос отошел на второй план, потерял свою актуальность и значимость. В некоторых странах останутся отдельные правоверные марксисты, но ни у одного крупного государства как целостного социального института эта идеология не останется на вооружении. Исчезновение марксизма-ленинизма в Китае и Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии, имеющей всемирно-историческое значение. Вследствие чего будет происходить расширение «общего рынка» (политического) в международных отношениях, в мировой политике и в мире в целом, а это «снизит вероятность серьезного межгосударственного конфликта».
В период пост-истории «соперничество и конфликты продолжатся в том виде, как это было» в XX в. Постисторический мир будет разделен на две части (истории и постистории) и конфликты в нем будут вполне возможны. Возможен будет международный конфликт:
между историческими государствами;
между историческими и постисторическими странами;
возможны и конфликты между постисторическими государствами на основе их ностальгии по истории в форме «несерьезного» конфликта, а также соперничество (конфликт) между ними по поводу решения «приземленных экономических и технических проблем».
Фукуяма критикует «неореалистическую» теорию именно за то, что она ставит под сомнение единство Запада. Даже если Фукуяма и отмечал некоторые различия между Соединенными Штатами и Западной Европой, то считал их второстепенными. Он недооценивает то обстоятельство, что единство Запада в период истории («холодной войны») было обусловлено совместным противостоянием стран североатлантического мира «восточному блоку». Страны Европы по отношению к США выступали не как равноправные партнеры. В сфере же экономики, конкуренции в условиях рынка и различия материальных интересов говорить о единстве и целостности Запада вообще проблематично. Подход Фукуямы к глобальной международной обстановке в мире представлял собой преувеличенную оценку единства Запада, его роли в мире в целом и роли США как мирового гегемона.
Наиболее существенный недостаток концепции Фукуямы — ее методологическая база. Он, по существу, исходил из уже устаревшей в то время так называемой прогрессистской парадигмы. Наиболее ярко это проявляется в его утверждениях об отсутствии альтернатив либерализму, вследствие чего отсутствует и какой-либо выбор у социального субъекта, а также в утверждениях об универсализации демократии как окончательной формы правления.
Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
Сэмюель Хантингтон (родился 18 апреля 1927 г.) — американский политолог, получивший мировую известность за свою гипотезу о характере субъектов международных отношений в XXI в. — международные отношения в XXI в. будут определяться взаимодействием не национальных государств, а цивилизаций.
Его статья «Столкновение цивилизаций» была опубликована в 1993 г. в журнале "Foreign Affairs". «Столкновением цивилизаций», глобальной межцивилизационной войной были названы им события конца XX — начала XXI вв. В зарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов. Он выделяет шесть цивилизаций: западную, тайско-конфуцианскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую — и иногда добавляет 7-ую, африканскую. Хотя Хантингтон и выделяет в своей статье несколько цивилизаций, однако представляется абсолютно ясным, что действующих лиц в его концепции всего два: «Запад» и «Незапад».
Причины неизбежности столкновения:
реальность и непримиримость различий между цивилизациями;
взаимозависимость мира, которая превращает его в «мировую деревню», влечет за собой рост межцивилизационных взаимодействий и увеличение миграционных потоков;
происходящие в мире процессы экономической модернизации и социального развития отрывают людей от их корней и идентичностей, ведут к ослаблению государства и росту влияния религий;
всплеск межцивилизационных противоречий объясняется и двойственной позицией Запада: доминируя на международной арене в экономическом и научном отношении, он в то же время поощряет «возврат к истокам» в незападных цивилизациях, следствием чего является «дезападнизация» элит развивающихся стран;
культурные особенности являются более устойчивыми, чем политические и экономические. Поэтому компромиссы в этой сфере найти гораздо труднее;
мировая экономика регионализируется: возникают крупные экономические объединения (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и т. д.), что также усиливает «цивилизационное сознание», так как экономические организации базируются на общих культурных основаниях.