Форма государства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Форма государства — институт, представляющий собой определенную структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государства на составные части и юридический статус этих частей, a также методы деятельности государства и взаимоотношения государства с гражданами.
Форма государства складывается под влиянием факторов:
природно-географические (условия образования государства, например, предопределили федеративную форму территориально-политического устройства США);
исторические (исторические традиции повлияли на существование монархии в Великобритании);
политические (внутриполитическая борьба влекла за собой неоднократные изменения формы государства Африки);
социально-экономические;
культурно-религиозные (господствующая в обществе система нравственно-религиозных ценностей оказала влияние на становление теократической республики в Иране);
субъективные факторы (например, Шарль Де Голль).
3 элемента формы государства в широком смысле:
форма правления;
форма государственного (территориально-политического) устройства;
политический (государственный) режим — взаимоотношения государства с обществом.
В более узком смысле: форма государства состоит из формы правления и формы государственного (территориально-политического) устройства.
Виды форм государства с позиции теорий разделения властей и единства власти:
поликратическая (многовластная):
разделение властей, отлаженные способы взаимодействия ветвей власти, система их взаимных сдержек и противовесов, демократический государственный режим;
монократическая (единовластная):
единовластие определенного органа или должностного лица, отсутствие системы сдержек и противовесов, местное самоуправление прямо отвергается как институт, существует авторитарный режим;
сегментарная:
есть и элементы поликратии, и элементы монократизма, части демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма;
разделение властей конституциями может признаваться, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует;
в деятельности органов государства значительное место занимает принуждение;
демократические права и свободы в конституциях признаются (иногда их перечень довольно широк), но действенные юридические гарантии их реализации на практике отсутствуют.