... > Конституционное право зарубежных стран > Конституционные принципы экономической...

Конституционные принципы экономической структуры общества

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

рыночная огосударствленная Этатизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Конституционные принципы правового регулирования экономики

Конституционное регулирование экономических отношений включает:

  • вопросы собственности, труда, распределения и др.

Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики» конституции Испании 1978 г., разд. 7 «Об экономическом и социальном порядке» конституции Бразилии 1988 г. и т.п.).

Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики:

  1.  рыночная (либеральная) (в демократических странах):

    • конституции устанавливают равноправие всех видов собственности: государственной, частной, муниципальной;

      провозглашается свобода предпринимательской деятельности;

    • вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается;

    • неприкосновенность собственности, но отход от этого принципа выражается в возможности национализации;

    • при рыночной экономике осуществляется не директивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, имеющее целью создание лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета;

  2.  огосударствленная (тоталитарная) (в странах тоталитарного социализма):

    • конституции отвергают равнопра­вие различных видов собственности, а государство проводит неодинако­вую политику по отношению к ним: общественная собственность пользу­ется преимуществами, ее государственная форма считается высшей фор­мой собственности и подлежит особой правовой защите;

    • важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государст­ва;

    • частная собственность на средства производства либо практически не допускается (так было в СССР и существует в КНДР), либо имеет ограниченный характер (как сейчас во Вьетнаме, Китае) и подлежит жесткому правовому регулированию;

    • государство путем национализа­ции ликвидирует частную собственность и проводит обобществление хозяйств ремесленников, превращая частную трудовую собственность в общественную, кооперативную; правда, в последние десятилетия положение изменилось (в том числе и на Кубе), происходит разгосударствление собственности (приватизация, акционирование и др.), обратное превращение кооперативов в хозяйства собственников.

В современных капиталистических странах осуществляется госу­дарственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируе­мой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии боль­ше, в США меньше).

Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко назывались планами) принимались в Великобритании, Франции, Япо­нии, в большинстве развивающихся стран, которые пытались использо­вать идею планирования для ускоренного развития. Эти планы иногда принимались в форме закона, но их значение было иным, чем в социалис­тических странах.

Этатизм — идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества. Этатистская идеология предполагает огосударствление хозяйства: господство государственной собственности, всеохватывающее прямое административное регулирование экономики. Она означает сверхцентрализацию и бюрократизацию экономической и политической власти и управления.

Фактически основные черты этатистской модели реализовались в фашистской Германии. По существу этатистской была до начала экономических реформ 1990-х гг. огосударствленная экономика бывшего СССР, стран Восточной Европы, некоторых стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.