Конституционные принципы экономической структуры общества
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конституционные принципы правового регулирования экономики
Конституционное регулирование экономических отношений включает:
вопросы собственности, труда, распределения и др.
Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики» конституции Испании 1978 г., разд. 7 «Об экономическом и социальном порядке» конституции Бразилии 1988 г. и т.п.).
Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики:
рыночная (либеральная) (в демократических странах):
конституции устанавливают равноправие всех видов собственности: государственной, частной, муниципальной;
провозглашается свобода предпринимательской деятельности;
вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается;
неприкосновенность собственности, но отход от этого принципа выражается в возможности национализации;
при рыночной экономике осуществляется не директивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, имеющее целью создание лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета;
огосударствленная (тоталитарная) (в странах тоталитарного социализма):
конституции отвергают равноправие различных видов собственности, а государство проводит неодинаковую политику по отношению к ним: общественная собственность пользуется преимуществами, ее государственная форма считается высшей формой собственности и подлежит особой правовой защите;
важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государства;
частная собственность на средства производства либо практически не допускается (так было в СССР и существует в КНДР), либо имеет ограниченный характер (как сейчас во Вьетнаме, Китае) и подлежит жесткому правовому регулированию;
государство путем национализации ликвидирует частную собственность и проводит обобществление хозяйств ремесленников, превращая частную трудовую собственность в общественную, кооперативную; правда, в последние десятилетия положение изменилось (в том числе и на Кубе), происходит разгосударствление собственности (приватизация, акционирование и др.), обратное превращение кооперативов в хозяйства собственников.
В современных капиталистических странах осуществляется государственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии больше, в США меньше).
Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко назывались планами) принимались в Великобритании, Франции, Японии, в большинстве развивающихся стран, которые пытались использовать идею планирования для ускоренного развития. Эти планы иногда принимались в форме закона, но их значение было иным, чем в социалистических странах.
Этатизм — идеология, которая абсолютизирует роль государства в развитии общества. Этатистская идеология предполагает огосударствление хозяйства: господство государственной собственности, всеохватывающее прямое административное регулирование экономики. Она означает сверхцентрализацию и бюрократизацию экономической и политической власти и управления.
Фактически основные черты этатистской модели реализовались в фашистской Германии. По существу этатистской была до начала экономических реформ 1990-х гг. огосударствленная экономика бывшего СССР, стран Восточной Европы, некоторых стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.