Мажоритарная система абсолютного, квалифицированного, относительного большинства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Мажоритарная система абсолютного большинства
При мажоритарной системе абсолютного большинства необходимо получить 50% голосов + 1 голос.
Проводится в 2 тура. Второй тур: выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов (так проводились выборы президентов в Польше в 1995 г., во Франции в 1996 г.).
Достоинства:
просто (понятно народу);
результативно, т.к. позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте;
всегда образуются крупные фракции, и это приводит к большей стабильности.
Недостатки:
голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; из-за этого система не дает возможности установить соответствие между подлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте;
система выгодна лишь крупным партиям; малые партии имеют весьма сомнительные шансы на успех.
Мажоритарная система квалифицированного большинства
Мажоритараная система квалифицированного большинства: необходимо число голосов, значительно превосходящее половину: 2/3, 3/4 голосов; проводится в 2 тура.
Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур.
Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. Но второй тур может быть организован и иначе.
Достоинства и недостатки такие же, как в предыдущей системе.
Мажоритарная система относительного большинства
Мажоритарная система относительного большинства: чтобы быть избранным, кандидат должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список), даже если он набрал меньше половины голосов.
Достоинства:
всегда результативна, т.к. кто-нибудь всегда набирает относительное большинство;
позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты, т.к. при действии в стране этой системы в них обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность данных институтов;
исключает обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов.
Недостатки:
такая система лишает представительства малые партии;
дает искаженное представление о действительном соотношении сил.
Показательна в этом отношении практика избрания президентских выборщиков в США, где каждый штат посылает столько выборщиков, сколько он избирает конгрессменов. Побеждает тот список кандидатов в выборщики, который набрал в данном штате хотя бы относительное большинство голосов. Это приводит к явному искажению воли избирателей. Так, на президентских выборах 1980 года Р. Рейган получил 51,6 % поданных голосов и 90,9 % мест в коллегии выборщиков. Кандидат демократической партии Дж. Картер соответственно 41,7% голосов и только 9 % мест выборщиков. Независимый кандидат Д. Андерсон, собрав 6,7 % голосов избирателей, не получил ни одного места в коллегии выборщиков, хотя он при пропорциональной системе мог бы рассчитывать на 36 выборщиков.