Организация государственной власти
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Два способа организации государственной власти
горизонтальное разделение властей;
вертикальное разделение властей (совет федерации, автономии, местное самоуправление) — 2 подхода:
единство власти (представитель: Руссо) — социологический подход;
разделение властей (представитель: Монтескье) — организационно-правовой подход.
Единство государственной власти
Представители: Маккиавелли, Боден, Гоббс, Пуффендорф.
Государственная власть в таком контексте — нечто единое, целое, ее носителем являлся монарх (греко-римский мир, феодальный период).
Черты:
государственная власть концентрируется в руках одного правителя (для преодоления сопротивления и подавления врагов);
воля монарха — воля всех, его власть — выше законов, безгранична, безнаказанна, он не несет ответственности перед народом;
суверенитет не народа, а монарха («вождизм», культ личности).
Разделение властей
Черты:
впервые появляются элементы разделения властей в государственном устройстве Афин, Спарты, Карфагена, Римской республики;
Дж. Локк: «2 трактата о государственном правлении» — разделение властей на законодательную, федеративную, исполнительную;
Монтескье: «О духе законов» — 4 основные управленческие системы:
3 власти: законодательная, исполнительная, судебная;
так как «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, нужен такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга»;
приоритет законодательной власти, но она может ошибаться, поэтому за ней тоже нужен надзор;
сложность взаимоотношений (власти должны дополнять друг друга), создание системы сдержек и противовесов:
срочность полномочий;
независимость судей;
право вето;
право роспуска парламента;
контроль над законодательной властью;
ответственность должностных лиц перед представительными органами.