Структура парламента
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Самыми крупными единицами парламента являются палаты:
верхняя палата;
нижняя палата.
В настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней.
Партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.):
объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий);
реже фракции создаются из тактических целей.
Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества — свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и др.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате во Франции).
Руководящий орган:
дисциплинарная власть;
повестка дня;
прения;
порядок голосования;
внутренний бюджет;
полиция (приставы).
Комиссии/комитеты:
постоянные — бывают отраслевыми (по иностранным делам/по здравоохранению) и неспециализированные; председатель палаты сам решает, в какую из двух комиссий направить законопроект; обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта;
временные — следственные, ревизионные, редакционные и др.; создаются для изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем.
Бюро палаты или советы старейшин: обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций.
На заседаниях совета старейшин и бюро решаются некоторые организационные вопросы, например, о дате пленарного заседания, о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.
Квесторы: обязанности — поддержание порядка в зале заседаний, подсчет голосов при открытом голосовании. Во Франции квесторы играют более значительную роль: они руководят деятельностью административных и финансовых служб парламента.