Виды конституционного контроля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основные виды контроля:
неспециализированный конституционный контроль осуществляется органами наряду с выполнением их других главных задач (омбудсман);
специализированный конституционный контроль выполняется органами конституционного контроля (например, конституционные суды);
конкретный: решение выносится по конкретному делу;
абстрактный: толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов;
предварительный: заключение о соответствии нормы законодательству дается до вступления ее в силу (Франция и др.);
последующий: акт рассматривается после вступления в силу (Германия, США, Индия, Филиппины и др.), т.е. осуществляется в отношении действующих законов;
обязательный: рассматриваются определенные виды законов (Франция: все органические законы);
факультативный;
решающий: решение органа конституционного контроля обязательно для исполнения;
консультативный: решение органа конституционного контроля необязательно для исполнения;
имеющие обратную силу (решения ex tune);
решения, действующие только после его принятия (решения ех пипс);
формальный: проверка соблюдения процедуры принятия нормативного акта;
материальный: проверка конституционности самого содержания нормативного акта;
децентрализованный/американский: осуществляется судами общей юрисдикции;
централизованный/европейский: осуществляется специальными судами/только Верховным судом.
Неспециализированные органы конституционного контроля:
парламент и его постоянно действующий орган (президиум, постоянный комитет и др.) — социалистические страны;
президент — гарант конституции (Румыния, Украина, Франция и др); после принятия закона парламентом и до промульгации президент вправе наложить вето и обратиться в специальный орган конституционного контроля с вопросом о конституционности акта.
Специализированные органы конституционного контроля:
судебный орган — суды общей юрисдикции (Австралия, Индия, Канада, США и др.);
квазисудебный орган — специальный орган/конституционный суд (Германия, Италия и др.).