Методика получения сведений о личности обвиняемого и их процессуальное оформление
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Изучение личности участников активного противодействия расследованию – это познавательная тактическая задача.
Можно выделить два уровня тактических задач, решаемых с учетом личностных особенностей подозреваемых или обвиняемых как участников расследования:
первый уровень – общетактический, относящийся к расследованию в целом, а также к любому следственному действию или к группе следственных действий;
второй уровень – локальный, связанный с тактикой отдельного следственного действия.
Организация воздействия следователя на противодействующего следствию обвиняемого, выбор тактических средств (методов, приемов, комбинаций) для преодоления такого противодействия должны осуществляться на основании индивидуального подхода к каждому обвиняемому, при котором необходимо учитывать:
индивидуально-психологические особенности допрашиваемого (интеллектуальные, эмоционально-волевые свойства, психические состояния и др.);
установление психологического контакта (доверительных отношений) с ним;
особенности конкретной следственной ситуации.
Диалектический метод в применении к изучению личности обвиняемого (подозреваемого) требует рассматривать поведение, любой психический акт во всеобщей связи и зависимости. Преступник, совершивший хулиганство, в момент преступления предстает как дерзкий, циничный субъект. Привлеченный к уголовной ответственности, на допросе у следователя он же выглядит нередко как спокойный, вполне уравновешенный, даже безобидный человек.
Одним из распространенных методов изучения личности является метод беседы. Под беседой принято понимать источники способ познания психологический явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке жизни. В уголовном судопроизводстве этот метод модифицируется в своеобразный расспрос, когда следователь ставит вопросы, определяет темы, характер, содержание общения, а подозреваемый (обвиняемый) обычно отвечает на поставленные вопросы.
В рамках беседы следователь может активно использовать и другой метод психологического изучения личности – наблюдение. Метод наблюдения при изучении личности преступника применяется не сам по себе, а в определенных рамках деятельности следователя: при производстве допроса преступника, поведении у него обыска, тех или иных оперативно-розыскных действий.
Биографический метод – сбор сведений о фактах из жизни обвиняемого, часто в хронологическом порядке или по отдельным этапам. Источники получения биографических сведений – показания самого обвиняемого, родственников и других лиц, знавших его в разные периоды жизни; документы, в которых отражаются данные биографического характера (личные дела по месту учебы или работы, трудовые книжки, материалы архивов и пр.).
Под методом анализа результатов деятельности в психологии принято понимать изучение материальных, вещественных результатов деятельности изучаемого лица. Объективный характер данного метода состоит в том, что изучаются материальные выражения деятельности человека, в которой отражаются многие особенности личности.