Следы транспортных средств, их классификация и особенности фиксации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Следы транспортных средств выступают объектом криминалистического исследования при различных ДТП, хищениях, а также при использовании автомобиля как средства совершения преступления.
К следам транспорта относятся:
следы ходовой части колес, гусениц, полозьев;
следы неходовой части — отпечатки бампера, решетки радиатора, крыла на преграде или препятствии (например, куче снега, песка);
отделившиеся части и частицы (осколки стекла пластмассы, глушитель, кусок бампера, сколы лакокрасочного покрытия, капли и потеки ГСМ, тормозной жидкости, тосола).
Следы ходовой части, имеющие большое криминалистическое значение, бывают объемными и поверхностными, статическими и динамическими, образовавшимися в результате наслоения и отслоения.
Динамические следы возникают при резком торможении, пробуксовках, наездах, столкновениях, опрокидывании транспортного средства.
Изучение следов транспорта позволяет:
установить особенности использованного транспортного средства, его модель, тип, вид;
выяснить направление движения транспорта, его скорость, тормозил ли водитель и другие обстоятельства;
идентифицировать конкретное транспортное средство;
какие повреждения возникли в результате происшествия;
наличие неисправностей отдельных механизмов (например, тормозной системы).
Способы фиксации:
протоколирование, составление планов и схем;
фотографирование, в том числе специальной фотограмметрической установкой, позволяющей компьютеризировать восстановление обстановки и обстоятельств ДТП, в частности, выполнить масштабный план места происшествия;
изготовление слепков с объемных и копирование поверхностных следов;
изъятие в натуре: осколков, капелек, чешуек лакокрасочного покрытия, частиц перевозившегося груза.
Особое внимание следует уделить обследованию одежды и тела потерпевшего, на котором, как правило, эти следы есть.
Дополнительно:
В распоряжение эксперта должны быть представлены: копия протокола осмотра, схема, план, масштабные фотоснимки, слепки и копии следов, а также шины, в крайнем случае — отпечатки их протекторов с помощью типографской краски на рулонах белой бумаги.
Перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы:
оставлены ли следы ходовой частью данного транспортного средства;
к какому типу (виду, марке) относится автомобиль, оставивший следы;
в каком направлении двигалось транспортное средство и с какой скоростью;
горел в фарах ближний или дальний свет и др.