История криминологии: социологические концепции причин преступности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Преступность, причины и условия ее развития, характеристика личности преступника и эффективность защиты от преступной личности привлекала к себе внимание философов, социологов, юристов, политиков, писателей еще в древности. Наибольший интерес в рассматриваемом нами аспекте представляют идеи Платона и Аристотеля.
Платон интересовался причинами преступлений и анализировал их мотивы. Он отстаивал принцип индивидуализации наказания, которое, по его мнению, должно соответствовать характеру содеянного, побуждениям виновного, учитывать проявление коварства, жестокости. Большое внимание Платон уделял законотворческому процессу, он отмечал необходимость учитывать несовершенство человека, стремление предупредить преступление, добиваться того, чтобы в результате наказания человек становился лучше. Платон говорил о возмещении причиненных потерпевшему убытков и вреда.
В своих трудах Аристотель особое значение придавал равенству всех полноправных граждан перед законом. Он подчеркивал предупредительную роль наказания, так как полагал, что люди воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха наказания. При назначении наказания Аристотель считал важным учитывать обстоятельства совершения преступления и не наказывать за преступления, совершенные при обстоятельствах, «превышающих обыкновенные силы человеческой природы», предлагал разграничивать оценки проступков и оценки тех людей, которые их совершили, учитывать роль внешних обстоятельств и роль характеристик самого преступника в механизме преступного поведения. Аристотель выступал против произвола судей и призывал видеть в них слуг закона, а не его творцов.
Из изложенного выше видно, что основополагающие идеи о причинах преступлений, принципах ответственности за них были заложены на заре человеческой истории. Этим вопросам уделяли внимание и мыслители эпохи Возрождения, а также последующего периода.
Шарль Луи Монтескье писал о гуманизации мер наказания, а также о предупредительных мерах. Главной причиной преступлений он считал злонравие и рекомендовал государству в целях предупреждения преступлений заботиться о благонравии. Настаивал на экономии репрессии, ее персонифицированном характере и соответствии тяжести, характеру содеянного. Монтескье классифицировал преступления и соответственно рекомендовал дифференцировать наказания за них.
Томас Мор в «Утопии» высказывал идею предупреждения преступлений и обращал внимание на то, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменными будут и вызываемые этими причинами последствия. Нужно позаботиться об улучшении экономического устройства общества, иначе не помогут никакие казни. Мор выступал за снисходительность и человечность по отношению к преступникам.
Заслуживают внимания и взгляды голландского юриста и социолога Гуго Гроция. Он писал, что вне разумного основания не должно быть наказания, при определении которого важно учитывать мотивы, субъективную сторону деяния. Цели наказания, по мнению этого автора, — исправление преступников, предупреждение будущих преступлений и обеспечение безопасности общества.
Становлению криминологии, как науки, способствовали проведенные антропологические, статистические, социально-экономические, социологические, социально-правовые исследования. Первая книга под названием «Криминология» была издана в 1884 году в Турине. Она вышла из-под пера итальянского судьи Р. Гарофало и практически конституировала новую науку.
Чезаре Ломброзо (1836—1909) итальянский тюремный врач. Сделал множество заключений на основании проведенных им объемных исследований заключённых. Он заявлял, что преступность, это атавизм. Так же выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Основные идеи Ч. Ломброзо сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства, наличие атавистических черт человека-дикаря, эпилепсия и нравственное помешательство. Его взгляды эволюционировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, со временем он стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных преступников, а также преступников «по страсти», воспринял идеи о влиянии на преступность не только биологических, но и иных, в том числе и социальных факторов. Фактически его теория трансформировалась в биосоциальную.
Энрико Ферри (1856—1929) ученик Ломброзо. Считал, что наказание должно быть не справедливым, а подходящим для общества и полезным.
О причинах преступности и мерах борьбы с ней писали Локк, Вольтер, Гольбах, Дидро, Бентам и другие философы, отмечая социальную неустроенность общества и необходимость предупреждения преступлений. Как отмечал профессор А.А. Герцензон, дальше их шли революционеры-демократы: Руссо, Марат, Радищев и другие, они указывали на эксплуатацию масс, институт частной собственности, тиранию господствующих классов как на основные причины преступности.
Заслуживают внимания работы русских революционеров-демократов Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. По их мнению, преступность — это социальное явление, внутренне присущее обществу, основанному на частной собственности и существовании классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Выход они видели в революционной ломке старых отношений. Практика борьбы с преступностью фактически исходила из понимания преступления как проявления свободной воли преступника, которую называли «злой волей», и ограничивалась только применением установленных законом наказаний к виновным в совершении конкретных преступлений. Это вытекало из классической школы права.
Андрэ-Мишель Герри (1802—1866) — составитель первой годовой криминальной статистики, опубликованной в 1827 году. По его мнению, пик преступной активности приходится на возрастную группу 25—30 лет. Самый высокий уровень преступности не приходился на бедные районы, поэтому Герри сделал вывод, что связь между преступностью и бедностью не имеет подтверждения.