... > Криминология > Научные школы и...

Научные школы и теории в криминологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Рождение криминологии как науки постулаты классической школы Позитивистский период Современный или плюралистический период Наиболее значимыми направлениями
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Рождение криминологии как науки относится к концу XVIII – началу XIX века.

Периодизация развития криминологии:

Классический период (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). Основатель классической школы криминологии — Чезаре Беккариа (1738–1794). Основные черты: криминология начинает выделяться из науки уголовного права; предпринимается попытка рационального, научного объяснения проблем преступления и наказания.

Основные постулаты классической школы уголовного права и криминологии:

  • человек — носитель свободной воли и преступление есть результат его выбора; 

  • лицо, обладающее нравственной свободой и выбирающее зло, должно нести наказание за свой выбор;

  • решение человека о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. 

Человек совершает преступление лишь в тех случаях, если считает его полезным для себя, взвесив все pro и contro; — усиливая наказание, общество делает преступление опасным, что позволяет удерживать людей от их совершения.

К наиболее известным представителям классической школы относятся итальянский юрист Чезаре Беккариа, британский филантроп Джон Говард, английский учёный Иеремия Бентам, немецкий учёный Пауль Иоганн Ансельм Фейербах.

Идеи предшественников гуманистов синтезировал итальянский гуманист Ч. Беккариа, опубликовавший в 1765 году трактат «О преступлениях и наказаниях». Этот труд в значительной степени был основан на положениях французских просветителей-энциклопедистов.

В трактате Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и изложил их в форму следующих правовых принципов:

  1. «Лучше предупредить преступления, чем наказывать»;

  2. «Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями»;

  3. «Цель наказания заключается не в истязаниях и мучениях человека… цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному, вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же»;

  4. «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведёт всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность» и т.д.

Беккариа выступал против смертной казни, поскольку считал, что она приучает людей к жестокости. Он предлагал заменить её на пожизненное рабство.

Сущность классической школы заключается в том, что в рамках классической школы уголовного права развивались и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к тому, что:

  1. человек обладает свободной волей, и преступление есть результат его произвольного выбора;

  2. в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;

  3. процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя. После взвешивания «за» и «против», выбор наслаждения или страдания, которые Беккариа считает активными жизненными началами людей, человек принимает решение;

  4. усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения;

  5. искусство законодателя и его гуманизм заключается в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным»;

  6. в борьбе с преступностью приоритетным должно быть предупреждение преступности, которое необходимо осуществлять по нескольким направлениям: надлежащее воспитание, просвещение населения и предоставление большей свободы действий.

Однако идеи классиков имели и ряд недостатков. Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, например, Беккариа вместе с тем утверждал, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твёрдые правила поведения. Чтобы принудить их усвоить эти правила необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление — это независимый от каких-либо объективных факторов, строго рассуждающий индивид, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие этого расчёта. Концепция исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равного наказания за равные преступления и что на одинаковые наказания они реагируют одинаково. Это приводило почти к полному отрицанию зависимости поведения от каких-либо объективных, социальных, социально-психологических или иных причин и условий и означало отрицание каких-либо различий в свойствах личности, отказ от допущения различных степеней ответственности. При данных обстоятельствах личность преступника не бралась во внимание. В центре обоснования уголовного наказания классической школой было поставлено преступление.

Позитивистский период (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.). В основе — философия позитивизма (О. Конт).

Основные идеи:

  • Наука должна изучать не «сущности», а «явления». 

  • Научные исследования должны основываться не на умозрительных догмах, а на фактах. 

  • Социальные науки должны использовать методы точных наук измерение, наблюдение, эксперимент. 

Три основные направления:

  1. Антропологическое. Основная посылка антропологической школы: преступность — явление не социальное, а биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения.

  2. Психологическое. Фрейдистская (психоаналитическая) теория. Структура личности (ОНО, Я, СВЕРХ-Я) и особая роль подсознательных мотивов в поведении; учение о либидо и его сублимации (переключении) на цели социальной деятельности, включая криминальную деятельность.

  3. Теория «опасного состояния» (Э. Ферри и Р. Гарофало). Основные постулаты:

    • Преступление совершается личностью, находящейся в определенном психическом состоянии (опасное состояние). Это состояние носит временный характер, выражая внутренний кризис личности.

    • Опасное состояние можно диагностировать, сочетая обследование личности с оценкой социальной ситуации, в которой она находится.

Современный или плюралистический период (вторая половина XX в. – до н.э.) — новейшая критическая и постмодернисткая криминология — Я. Тэйлор, П. Уолтон, Дж. Янг, Р. Куинни, П. Филмер и др.

Две группы:

  1. модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории). 

  2. Постмодернистские («уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная).

Концепция конфликта культур (Торстен Селлин). Появилась под влиянием социологии, углубляющей представления о структуре современного общества. Общество складывается из многих социальных групп, образующихся на различной основе (владения средствами производства, профессии, возраста, пола, национальности, особенностей культуры, идеологии и т.д.). Между этими группами (стратами) существуют противоречия, возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона.

Наиболее значимыми направлениями в «критической криминологии» являются следующие: 

  1. Преступность не сводится к поведению (опасному, нарушающему закон и т.п.). 

  2. Под преступностью понимается нечто происходящее в обществе (стигматизация преступников), которое и создает правонарушающее поведение. 

  3. Преступность рассматривается как свойство общества воспроизводить общественно опасные деяния, предопределяющее введение уголовно правовых запретов. Критическая криминология раскрывает ничтожность положительного эффекта и значительную вредность карательного (уголовного) права.

  4. Теория уменьшающих преступность человеческих ценностей. По мнению Ф. Фильзера (ФРГ), преступность представляет собой социальную патологию, с которой общество не вправе мириться. Ключевой категорией теории являются человеческие ценности. Их совокупность, мировая культура заключают в себя духовный потенциал и культурные институты, которые могут уменьшать преступность.

Zaka-zaka [CPS] RU + CIS

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748