Общая характеристика предупреждения преступлений
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Предупредительная деятельность на каждом уровне имеет свои особенности, различается характером и способами применяемых мер.
В деятельности по предупреждению преступлений выделяют две стороны:
объект предупреждения, то есть на что направлена эта деятельность;
субъект предупреждения, то есть кто осуществляет эту деятельность.
Общим объектом предупреждения являются причины и условия для преступлений, то есть криминогенные социальные явления, негативные процессы в микросреде и сама личность. Часто можно встретить утверждение о том, что объектом предупреждения является преступление. Но здесь смешиваются объект и цель предупредительной деятельности. Воздействовать на преступление нельзя — оно уже произошло. Воздействовать можно только на обстоятельства, предшествовавшие преступлению и обусловившие его, то есть на причины и условия.
Субъектом предупреждения являются государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Граждане осуществляют эту деятельность как непосредственно (воспитание в семье), так и через участие в соответствующих организациях. Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему. Входящие в нее субъекты можно различать по разным признакам.
По характеру функции различают субъекты:
специализированные, для которых функция предупреждения является основной или одной из основных (органы МВД);
неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья).
Можно выделить и частично специализированные субъекты (контрольно-ревизионные органы, нотариат), на которые функция предупреждения прямо не возлагается, но органично присуща их деятельности.
По масштабу (уровню) деятельности выделяют субъекты общегосударственные (совет министров), региональные и отраслевые (управление внутренних дел, орган финансового контроля), локальные (трудовой коллектив).
По сферам деятельности, или компетенции, различают субъекты правового регулирования и властного, государственно-правового управления:
органы государственной власти в центре и регионах;
субъекты планирования, управления и координации — министерства, службы, специализированные контролирующие органы;
субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности — службы и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане.