Аполлоническое и дионисийское начала
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Дохристианская культура воплощена в Греции и выступает в двух начал: дионисийского и аполлоновского.
Дионисийство – это начало, характеризующее связь человека с природой, свободную игру жизни, титанизм.
Аполлонизм – это культ размеренности, формы, порядка.
Ницше называет дионисийство женским началом, а аполлонизм - мужским.
История культуры – это борьба между дионисийством и аполлонизмом. Европа пошла по пути подавления первого вторым. Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством.
Дионисийское – энергетика бытия, динамика;
Аполлоническое – бог образа, бог гармонии.
Творчество – это страсть (дионисийское), умирающая в форме (аполлоническое). Слом классической культуры. Ницше – поворотная фигура – есть классическая установка, Ницше подвергает её критике.
Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его инстинктивное единение с природой. «Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования, но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями». Аполлоническое же, напротив, это «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов».