Архетипы культуры в концепции К.Г. Юнга
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Как и Фрейд, Юнг начинал в качестве врача-психиатра, однако он не остановился на сексуально-биологической трактовке бессознательного. Исследования Юнга привели его к иному выводу. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. И эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической, божественной) стороне жизни. Но самое удивительное, что большинство пациентов Юнга в силу своего образования и своей биографии просто не могли знать про эти достаточно сложные культурные символы. Эти символические образы не пришли извне и не изобретались сознательно, поэтому оставалось только заключить, что они рождены общим для всех людей бессознательным.
Однако это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу, подобную фрейдовскому «Оно». Открытое Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное коллективным бессознательным, а его первичные формы (структуры) — архетипами коллективного бессознательного.
Архетипы коллективного бессознательного — это своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих».
По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.
Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл в насыщенном растворе. Подобно этому на архетипах построена вся психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соответствующий архетип. Для примера укажем на два архетипа — архетип «священного» и архетип «тени». Священное, по Юнгу, есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов различных религий. «Тень» — это темный бессознательный двойник нашего Я: «Мы несем в себе наше (историческое. — С. Ж.) прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями».
Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека, — таков вывод Юнга. Именно миф дает человеку чувство единения с первоосновами жизни, приводит душу к согласию с ее бессознательными архетипами. Отсюда, по Юнгу, вытекает универсальная роль мифа: «Мифы религиозного происхождения можно интерпретировать как вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом — голод, война, болезнь, старость, смерть».
Психологическая концепция кульуры Юнга. Он рассматривал в своих работах «Архетип и символ», «Психология и восток» такие проблемы как: взаимосвязь мышления и культуры и их своеобразие в восточной и западной типах культуры. Он рассматривал проблему роли иррационального и рационального начала в рождении культуры. Юнг полагал, что для восточного типа к-ры характерно превалирование интуитивного мышления, а для западного преобладание логического мышления. Логическое мышление стимулирует развитие наук, технологий и оно воплотилось в Западноевропейской цивилизации. Интуитивное мышление стимулирует творческое начало и явл. необходимой компонентой в развитии искусства.
Одним из центральных понятий концепции Юнга является понятие «коллективной бессознательности», по его мнению, это родовая память человечества, присуще оно всем людям, передается по наследству и является основой, как индивидуальной психики человека, так и культурного своеобразия.
Содержание коллективного бессознательного является архетипом (Архетип – общечеловеческие первообразы, выраженные в символической форме). Архетипы являются источником мифологии, религии, философии и т.д. По мнению Юнга, очевидца трагических событий ХХ в., причиной последних послужило падение символического знания. Архетип, выраженный в символе являются посредником между иррациональными символами и рациональным началом психики человека. Символ служил своего рода буфером (защитой) психики человека от вторжения в его сознание иррациональных (стихийных) сил подсознания.
Архетипы, согласно Юнгу, по природе своей таинственны, они не охватываются разумом, поэтому способ их существования — сакральные символы, хранителями которых выступают религия и эзотерические учения. Юнг говорит об архетипах как о нуминозных (священных), однако за вычетом моральных и рациональных аспектов. Архетипы обладают колоссальной энергией, это энергия безличного, которая может стать огромной разрушительной силой.