Человек и культура в концепции Э. Фрома
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Э.Фромм – фредомарксист. Считая, что поведение человека может объясняться в свете влияния культуры, существующей в данный момент истории.
Личность – продукт динамического воздействия между потребностями и давлением социальных норм, правил.
Виды человеческой агрессии:
Доброкачественные (биологически заложены в человеке, защита витальных интересов человека, защита жизни).
Злокачественные – месть, садизм.
Роль религии:
В процессе культурного развития инстинкты в поведении человека ослабевают и он нуждается в «системе координат», определенных ценностных ориентирах.
Религия предоставила человеку возможность преодоления животных инстинктов и чувства единства с окружающим миром.
Дихотомия – пара противоположных понятий (добро\зло)
Фромм предложил видение человеческой сущности как структуры фундаментальных противоречий, названных им «экзистенциальными дихотомия».
Дихотомия жизни и смерти.
Дихотомия человеческих способностей и реализованного в действительности.
Дихотомия одиночества.
Важная проблема: отчуждение.
Изолированность индивида в обществе обусловлено бегством от свободы.
Низший тип - «свобода от».
Высший тип – «свобода во имя».
Человек по Фромму – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему.
Наиболее мощные силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в социокультурных условиях его существования – разум и совесть ориентируют человека на стандартную систему культурных образцов. Культура рождает человеческие потребности. Основной необходимостью человека является единение. Даже при полном удовлетворении человек не удовлетворён, он стремится к власти или к любви. Человек может отрицать ряд потребностей путем приобщения к религии.
Любовь по Фромму – это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность. Переживание любви делает ненужным иллюзии. Отпадает потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость.