... > Культурология > Человек и культура...

Человек и культура в концепции Э. Фрома

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Личность Виды человеческой агрессии Роль религии Человек по Фромму
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Э.Фромм – фредомарксист. Считая, что поведение человека может объясняться в свете влияния культуры, существующей в данный момент истории.

Личность – продукт динамического воздействия между потребностями и давлением социальных норм, правил.

Виды человеческой агрессии:

  • Доброкачественные (биологически заложены в человеке, защита витальных интересов человека, защита жизни).

  • Злокачественные – месть, садизм.

Роль религии:

  • В процессе культурного развития инстинкты в поведении человека ослабевают и он нуждается в «системе координат», определенных ценностных ориентирах.

  • Религия предоставила человеку возможность преодоления животных инстинктов и чувства единства с окружающим миром.

Дихотомия – пара противоположных понятий (добро\зло)

  • Фромм предложил видение человеческой сущности как структуры фундаментальных противоречий, названных им «экзистенциальными дихотомия».

  • Дихотомия жизни и смерти.

  • Дихотомия человеческих способностей и реализованного в действительности.

  • Дихотомия одиночества.

  • Важная проблема: отчуждение.

  • Изолированность индивида в обществе обусловлено бегством от свободы.

  • Низший тип - «свобода от».

  • Высший тип – «свобода во имя».

Человек по Фромму – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему.

Наиболее мощные силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в социокультурных условиях его существования – разум и совесть ориентируют человека на стандартную систему культурных образцов. Культура рождает человеческие потребности. Основной необходимостью человека является единение. Даже при полном удовлетворении человек не удовлетворён, он стремится к власти или к любви. Человек может отрицать ряд потребностей путем приобщения к религии.

Любовь по Фромму – это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность. Переживание любви делает ненужным иллюзии. Отпадает потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость.