... > Культурология > Эволюционизм как культурно-историческая...

Эволюционизм как культурно-историческая школа ( Э. Тайлор)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Английский культуролог Э. Б. Тайлор Эволюционизм (эволюционная школа) «Первобытная культура» Анимизмом
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Английский культуролог Э. Б. Тайлор — представитель направления эволюционизма, которое исходит из того, что природа и человек подчиняются одним и тем же законам развития — от низшего к высшему, от простого к сложному.

Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия.

Эволюционизм (эволюционная школа) — это направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. 

Необходимо отметить, что Тайлор:

  • Понимает культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

  • Считает, что все народы и культуры соединены в один непрерывный, постепенный эволюционный процесс, а обращение к первобытным культурам обнаруживает устойчивость и повторяемость.

В 1871 году издается фундаментальный труд Э.Тайлора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность. В нем 15 глав, посвященных науке о культуре, развитию материальной и духовной культуры, пережиткам в культуре, мифологии, анимизму.

«Культура — общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»,- пишет Э.Тайлор.

Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях Эдвард Тайлор пытался применить естественнонаучную систематику. Единицы изучения для него – отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

Явный акцент в изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов.

Тайлор ввел в этнографию понятие «первобытный анимизм». Анимизмом (от латинских слов «анима» – душа или «анимус» – дух) он назвал веру в духовные существа, составившую первоначальный «минимум религии».

«Одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствия на пути к нему, наука о культуре является наукой преимущественно преобразующей».

Эволюционизм внес огромный вклад в теоретическое обоснование культурологии как науки, многие идеи приобрели современное звучание.