... > Культурология > Гегель о культуре...

Гегель о культуре как о саморазвитии Абсолютного духа

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Г. Гегель Культура История культуры Божественный Дух Философия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Г. Гегель – автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основной всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. Воплощаясь в образах, последовательно сменяющих друг друга, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом воспроизводит ту же схему.

Исходное понимание мира по Гегелю: в основе лежит духовное начало – мир смыслов, идей, духовных сущностей.

Культура – смысловой мир. Само понятие «культура» создано для описания духовно-смысловой деятельности человека (в отличии от цивилизации).

История есть «развитие духа во времени», прогресс духа – «в сознании свободы», а цель истории – «свобода гражданина в гражданском обществе».

История культуры по Гегелю включает три основных этапа:

  • восточный мир. Люди полагали, что свободен лишь 1 единственный человек;

  • античный мир. Греки и римляне: свободна группа людей;

  • германский мир. Лишь они осознали, что свободны все.

Система Гегеля: Движение божественного Духа, которое в определенный момент вселяется в человека.

Божественный Дух проходит три этапа:

  • философия логики (наука логики);

  • философия природы;

  • философия Духа.

Философия логики. Прежде, чем предмет изучается в своем существовании, надо понять идею предмета, как он задуман творцом. Первая часть представляет диалектику идей. Идея хочет погрузиться в реальность и она погружается в природу.

Философия природы. За философией Духа следует философия погружения идеи в природу. Как постижение идеального развития природы, а не реального. В живой природе Духа больше, в итоге – человек.

Философия Духа – философия человеческой культуры через судьбы духовного.

Гегель выделяет три уровня, модификация существования мирового разума:

  • субъективный дух – это индивидуальное сознание человека и становление человеческой души. В представлении Гегеля разум, сознание, пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т.е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве;

  • объективный дух. Индивидуальное начинание соединяется с общим. Возникают общественные категории. Между индивидуумом и обществом прослойка – семья. Объективный дух – это те формы культуры, которые важны для того, чтобы индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность. И наконец, объективный дух переходит в Абсолютный Дух;

  • абсолютный дух – это Самосознание Духа, Бог хочет создать и увидеть себя в трех высших формах: искусство; религия; философия.

Гегель прослеживает бытие Бога в ипостаси разума (сквозь призму разума, мышления). Эта история заканчивается этими тремя высшими формами проявления БОГА.

Г. Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т.е выражение не в логической форме, а в единстве со всем многообразием «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его и как чувственное, и так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

Религия – откровение, истина дана через веру, через сердце. Религиозное переживание.

Философия (самая высшая форма) – понимание – последний этап. Охватывает весь универсальный мир как движение смыслов.

Располагает их Гегель по схеме («логическая триада»):

искусство (тезис) → религия (антитезис) → философия (синтез).

Философия – это синтез искусства и религии, и поэтому философия пытается не только выявить высший смысл, но и сделать его доступным для человека. В формах «абсолютного духа» - искусстве, религии и, наконец, философии – дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.

Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека.