Глобализация в XXI веке: культурный аспект
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Один из ведущих современных теоретиков Энтони Гидденс определяет глобализацию достаточно просто – как усиливающуюся взаимозависимость обществ, составляющих современную человеческую цивилизацию. Глобализация воздействует сегодня на все аспекты социальной и культурной жизни, меняет сложившиеся представления и ценности, разрушает привычный уклад жизни, втягивает представителей разных культур в постоянный диалог, размывает границы между национальными экономиками, государствами и культурными мирами, а с другой стороны, способствует проведению новых границ. Глобализация качественно меняет характер социальной жизни, придавая ей больший масштаб и сложность.
Глобализация в культуре
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Она имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
Глобализация позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. Кроме того, заимствование таких свойственных западу ценностей как рациональность, индивидуализм, равенство, стремление к эффективности труда положительно влияют на современное общество.
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение приводят к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Такое чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассматривают как глобальную «вестернизацию», а точнее – «американизацию» других культур. Под «американизацией» понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых элементов американского образа жизни. Ярким примером влияния Америки является широкое распространение в мире английского языка в качестве языка международного общения. Американский Голливуд выпускает большую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble и многие другие.