... > Культурология > Гуманистическая концепция Швейцера

Гуманистическая концепция Швейцера

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Принципы понятие «культурологическое» мировоззрение нравственность физическую жизнь и духовную
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Принципы его учения:

  • Он подчеркивал необходимость благоговения перед жизнью как единственно гуманистическую парадигму отношения ко всему живому.

  • Он подвергал критике абсолютизацию техники и технического прогресса, ведущую человечество в духовный тупик.

  • Критерием развития культуры, по его мнению, служит степень зрелости гуманистического начала, выражающаяся в уважении к свободной, полноценной человеческой индивидуальности, реализующей свои возможности и потенции.

  • Судьба и предназначение человека — максимально полное служение другим людям во имя их здоровья и счастья.

Швейцер ввел понятие «культурологическое» мировоззрение, от которого, по его мнению, зависит расцвет культуры. Внутренний и внешний мир культуры предопределен состоянием мировоззрения. Таким образом, оно должно отвечать следующим требованиям:

  • Должно быть мыслящим.

  • Оптимизм.

  • Эстетическое обоснование.

  • Действенность.

Таким образом, Швейцер упорно доказывал жизненность подобного мировоззрения всей своей подвижнической, благотворительной и милосердной деятельностью, заставляя поверить в действенность гуманизма.

По Швейцеру, нравственность — это призыв Бога, на который человек должен ответить, а «благоговение перед жизнью» влечет за собой сознание ответственности за весь мир и за человека. Если воля к жизни у человека начинает думать о себе самой и о мире — в этом положении человек оказывается в состоянии испытать жизнь мира и посвятить свою волю к жизни «служению бесконечной воле к жизни». Но это служение должно выражаться в действиях, которые человек совершает, и его воля к жизни должна обнаруживать себя как воля к созиданию и как воля к любви.

Швейцер не разделяет физическую жизнь и духовную. Он призывает относиться к жизни как к тайне, с благоговением. Как к тому, что не может быть подвергнуто разложению на составные части. И сохранять ее, не исходя из количественных мерок (сколько птиц, слонов, собак, растений погибает в мире, например, от стихийных бедствий), а от внутреннего понимания. Потому – что спасти эту единственную птичку, собаку, растение – есть смысл жизни (ведь я связан с нею, так же как связан со всякой жизнью).

Отсюда и особое отношение к страданию – взять на себя часть страдания (живого существа) на себя, пусть даже это фактически не решит проблемы страдания всего мира.

Идеи Швейцера постепенно завоевали всемирное признание. Его книги переведены на многие языки, а в некоторых странах созданы объединения, посвященные претворению в жизнь его идей. Культурологические идеи Альберта Швейцера стали неотъемлемой частью духовной жизни.