... > Культурология > Художественная культура Беларуси...

Художественная культура Беларуси в XVI - XIX вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Микола Гусовский время барокко рококо Декоративно-прикладное искусство возрождение белорусской литературы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Новым явлением в культурной жизни Беларуси стало меценатство. Известными культурными деятелями, покровителями искусств были Николай Радзивил Черный, Богдан Оньков, Якуб Бабич. Они стали меценатами Франциска Скорины – белорусского и восточнославянского первопечатника, мыслителя, просветителя, писателя эпохи Возрождения.

В конце XVI в. появилась полемическая литература. Носителями новой культуры были религиозные деятели: Христофор Филалет, Мелетий Смотрицкий, Петр Могила. Ярким представителем демократического направления в церковной полемической публицистике был Афанасий Филиппович, создавший «Дыярыуш». В XVI в. зарождается белорусская поэзия. Ярким представителем поэтической литературы был Микола Гусовский («Песня о зубре», 1523 г.).

XVII век время барокко. Сторонники литературного барокко были склонны к многозначности смысла, метафоричности, парадоксальности. Наиболее значительными представителями высокого барокко в литературе были Симеон Полоцкий и А. Белобоцкий.

Отличительной чертой белорусского живописного барокко было стремление к узорчатости, орнаментике. Ярким примером может быть икона «Рождество Богородицы», созданная Петром Евсеевичем из Голынца. Характерное для барокко повышенное внимание к передаче глубины, элементам иллюзионизма отразилось в работах малоритского мастера «Покров», «Преображение», «Успение». Среди живописцев известны доминиканский монах Гилярий Хоецкий (Гродно), Викентий (Супрасль), Войцех Ганский, Ян Лотецкий, Иоганн Шреттер. Барокко во всей своей впечатляющей красоте предстало в скульптуре, резьбе, лепке, архитектуре (алтарь в Будславе, костельное зодчество в Гродно, Гольшанах, Ружанах, Мстиславле). В прикладном искусстве зрелого барокко ведущее место принадлежит художественному металлу. Во всех видах искусства – литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве – заметны национальные черты, особенности местного языка, стиля. В XVII в. стали осваиваться новые технические приемы в изготовлении художественных изделий: металлических, стеклянных, ткацких. Новые технологии применялись в строительстве таких архитектурных произведений, как Мирский замок (XVI–XVII вв.), Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVI–XVIII вв.).

XVIII в. - в архитектуре господствует рококо, получившее название виленского барокко, в котором выполнены многие памятники на севере Беларуси – в Глубоком, Полоцке (Софийский Собор), Ворнянах. Известным представителем виленского барокко был Иоганн Глаубиц. Своеобразная интерпретация этого стиля видна в Слониме, Гродно, Пинске, Дятлове. Светское и церковное искусство развивались во взаимовлиянии. В середине – второй половине XVIII в. были популярны гравюры белорусских и украинских книг. В иконописи XVIII в. огромная роль отводилась позолоте, посеребрению.

В пластике значительная роль  принадлежала белорусской школе резьбы XVIII в., которая вплотную смыкалась с «крестьянским» барокко и постепенно трансформировалась в народное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Памятники - иконы «Богоматель Одигитрия Смоленская» Петра Слижика.

В XVIII в. в Беларуси широкое распространение получают расписные изразцы, возникают кафельные заводы. В интерьерах большое внимание уделяется коврам, зеркалам, картинам, появляются такие новые отрасли прикладного искусства, как фаянс. Одна из ранних фаянсовых мануфактур была освоена Радзивилами в Свержене.

XIX век. В белорусских городах появились здания, построенные в классицистическом стиле (Кричевский дворец, Могилевский Иосифовский собор).

В первой половине XIX в. светский характер приобретает живопись, которая развивается под влиянием классицизма и романтизма. Основные жанры этого периода – исторический (Ф. Смуглевич, Я. Дамель), батальный (Я. Суходольский), бытовой (К. Русецкий, К. Кукевич), пейзаж, натюрморт (И. Хруцкий). Первым профессиональным скульптором на Беларуси был К. Ельский, который создал более 50 скульптурных портретов известных людей Беларуси, России, Литвы, Польши.

В первой половине XIX в. началось возрождение белорусской литературы. Положительно повлиял романтизм, который более всего проявился в творчестве Я. Барщевского, А. Рыпинского, Я. Чечота. Появлялись анонимные произведения, самыми значительными из которых были «Энеида навыворот», «Тарас на Парнасе». Одним из первых писателей, выходцев из народа, был Павлюк Багрим. В 1840-х гг. произведения стали издаваться типографским способом. Значительным представителем новой белорусской литературы был В. И. Дунин-Марцинкевич, роль которого весьма значительна в развитии и литературы, и белорусского театра. В это время повсеместно возникали любительские театры и частные музыкальные школы.