... > Культурология > Художественная культура Японии

Художественная культура Японии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Литература Театр Живопись Скульптура
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В I тыс. до н. э. с возникновением сельскохозяйственного уклада жизни возникали и первые храмы. Вначале это были деревянные амбары для хранения урожая. В них устраивались торжества по случаю уборки урожая. Чувство природы основная особенность архитектурных сооружений. Японцы мало внимания уделяют внутреннему убранству помещений: все просто и естественно. Простота планировки, ощущение пространства, возможность менять размеры жилища с помощью перегородок. Для любого типа постройки важным было передать настроение. Природное начало заметно во всем: в материалах, формах, принципе асимметрии.

С приходом буддизма строятся монастыри. Появляются скульптуры, изображающие богов, полубогов, в чертах которых передается воинственный самурайский дух и эмоции, свойственные крайнему напряжению.

Литература. Искусству Японии свойственен символизм. Символика, как правило, связана с природой. Поскольку в Японии не была антропоморфного божества, то божеством стала сама природа. Японское стремление увидеть и воспринимать гармонию природы в гармонии с человеческим существованием. Каждое состояние мира поэт воспринимает как собственное состояние. Один из древнейших жанров японской поэзии – танка, нерифмованные пятистишия. Другой жанр – хокку, трехстишие. Появляется особый жанр в прозе – дзуйхицу, что значит «писать, следуя кисти». Это означало писать легко, повинуясь движениям души.

В Х в. японская проза разделилась на мужскую и женскую. Мужчины, как правило, продолжали писать по-китайски, а женщины – на японском языке. 

Изобразительное искусство. Тонкая техника, изысканная цветовая гамма, особое пространственное решение – все передавало гармонию мира, восторг перед природой: росписи ширм, вееров, украшений домашнего быта. 

Театр. Совмещает в себе поэзию, прозу, живопись. Театр возник из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники. В храмах создавались всевозможные действа, связанные с поклонениями солнцу, духам предков. В XII в. представление было в виде пантомимы, текста, музыки, танцев. Это дало начало театру Но – «умение, мастерство». Сюжеты для спектаклей черпались из мифов, легенд, преданий. Актеры в масках совершают движения, сходные с ритуалом. Действие идет в масках, некоторые из них являются традиционными: старец, старуха, воин, молодая женщина, демонические существа. Действующим лицом был хор и музыканты: флейтист и три барабанщика. Декораций не было, все основывалось на внутренней силе актерской игры.

В XVII в. как чисто городское зрелище появился театр кабуки. Актеры выступали без масок, зато применялся грим. Например, красные полосы на лице изображали гнев, резко поднятые брови – решительность. В театре кабуки рассказывалось о сильных страстях. Спектакли могли идти либо день, либо несколько дней. 

Живопись. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. 

Каллиграфия. В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо («путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи. 

Скульптура. Самый древний из видов искусств. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.

В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

Оригами. «сложенная бумага» — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. 

Икэбана. «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы» — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах. 

Бонсай. (букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Изначально бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам, бедным почвам и различным другим методам. 

Нэцкэ — миниатюрная скульптура. Использовалась в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов.