Концепции Освальда Шпенглера и Хосе Ортеги-и-Гассета
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Концепция развития цивилизаций О.Шпенглера
Основоположником учения о существовании «локальных» цивилизаций как новой науки об обществе считается Освальд Шпенглер (1889 - 1936). Концепция Освальда Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918 - 1922), подвергает критике идею единства мировой истории и культуры.
Всемирной истории как единого поступательного процесса не существует, не существует и поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур.
Культуры имеют локальный характер.Культура – это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу. Культуры привязаны к некоторой нации либо стране и определяют ментальность входящих в нее людей.
Культура уподобляется живому организму и понимается как живое существо высшего порядка. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость.
Цивилизация – исход и завершение всех поисков, последняя стадия развития культуры.
Шпенглер называетвосемь великих культур:
египетская культура;
античная культура;
вавилонская культура;
культура майя;
китайская культура;
византийско-арабская культура;
индийская культура;
западноевропейская культура.
Кризис цивилизации (концепция Х.Ортега-и-Гассета)
К началу третьего тысячелетия человечество подошло в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса своей цивилизации, который складывается из экологического, социального, демографического и еще скрытого, но уже обретающего черты экономического кризиса.
Устойчивый интерес к наследию испанского философа обусловлен колоссальным влиянием его работ «Восстание масс» (1930) и «Дегуманизация искусства» (1924-1925).
По мнению Ортеги, современную ему европейскую жизнь определяет следующий феномен: полный захват общественной власти массами. Испанский философ считает, что в данном случае следует говорить о самом серьезном кризисе европейских народов и культур, поскольку масса не должна и не способна управлять собой.
Меньшинством Ортега именует совокупность лиц, наделенных особыми качествами, которыми масса не обладает, масса - это средний человек.
Он констатировал величайший парадокс нашего времени:
«Нынешний хозяин мира - примитив, первобытный человек, внезапно появившийся в цивилизационном мире. Цивилизован мир, но не его обитатель. Он даже не замечает цивилизации, хотя и пользуется ее плодам как дарами природы».
Психическая структура этого «человека-массы» характеризуется рядом черт. Во-первых, ему присуща глубокая уверенность в том, что жизнь изобильна и легка, в ней нет ограничений, и она - лишь арена власти и побед. Во-вторых, такое мироощущение порождает иллюзию его полной интеллектуальной и моральной самодостаточности. В третьих, он экспансивен, и повсюду, не считаясь ни с чем и ни с кем, навязывает свое примитивное мнение путем «прямого действия», в том числе в самых «изысканных уголках нашей культуры». В-четвертых, эти «люди не заботятся о будущем, предоставляя все механизму вселенной. Они выпустили из рук управление историей, забыли о бдительности, утратили живость и сил убежденный, что мир пойдет по прямой, без поворотов, без возвратов назад, он откладывает всякое попечение о будущем и целиком погружен в утвержденное настоящее. Нужно ли удивляться, что сегодня в нашем мире нет ни планов, ни целей, ни идеалов.