Культура и цивилизация. Концепции Арнольда Тойнби и Николая Бердяева
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура и цивилизация
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложил делить на дикость-варварство-цивилизацию.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный): этап развития человечества, общества, которое способно к саморегулированию, саморазвитию.
Основные характеристики цивилизации:
Общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
этимологически это слово происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе».
В широком смысле слова цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) понимается как синоним культуры, а в узком - как специфическая фаза в развитии культуры, когда преобладают материальные и рациональные (организационно-технические) ее компоненты.
Концепция А. Тойнби (1889–1975)
Арнольд Тойнби – английский историк, философ, социолог, дипломат. Создатель концепции всеобщей истории развития культуры, теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Единой истории человечества не существует, а есть лишь история отдельных своеобразных цивилизаций. Все цивилизации – биологические виды, имеющие только им свойственную сферу обитания («ареал»). Географические условия имеют существенное значение в создании облика цивилизации. История – движение отдельных цивилизаций.
А. Тойнби указывает на 4 остановившиеся в своем развитии цивилизации – эскимосскую, момадическую, оттоманскую, спартанскую. Генезис цивилизации, по Тойнби, нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни наличием «творческого меньшинства». Механизм рождения цивилизаций сформулирован как механизм «вызова» и «ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической и природной ситуации. Время, когда человечество стало способно создавать цивилизации, составляет лишь 2 % от времени существования на Земле человека. В этом смысле все цивилизации современны, эквивалентны по ценностям. До настоящего времени сохранилось лишь 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская, западная. Они не обречены, если объединятся в одну мировую цивилизацию на основе единой мировой религии будущего – Вселенской религии, которая должна возникнуть в результате объединения существующих мировых религий.
Концепция Н. Бердяева (1874–1948)
Николай Бердяев – русский философ, публицист. Выступал за возрождение православной духовной культуры в противовес бездуховной машинной цивилизации. По Бердяеву, когда рождается напряженная воля к жизни, к наслаждению ею, господству над ней, тогда возникает смерть культуры. Эпоха культурного расцвета предполагает ограничение воли к «жизни». Высшая духовная культура всегда аристократична и качественна, а не количественна. Когда в обществе слишком широко распространяется жадность к жизни, то культура не становится целью. Жизнь пытается осуществить цивилизация. Во всякой культуре на определенной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, подрывающие ее духовные основы. Всякая культура, по Бердяеву, есть культура духа. Цивилизация по природе технична. Цивилизация, в противоположность культуре, не религиозна, в ней побеждает прагматический разум. Организованная техника жизни окончательно освобождает человечество от иллюзии и обманов культуры. В противоположность культуре цивилизация не символична, не иерархична, не органична, а реалистична, демократична, механична. Ей нужны не символические, а реалистические достижения жизни, не подобия и знаки, а сама реальная жизнь. Освобождение личности, которую несет цивилизация имеет не природную, не духовную, а машинную основу. Она технична. В ней техника торжествует над духом. Победоносное вхождение машин в человеческую жизнь явилось началом эры цивилизации.
По Бердяеву, у культуры – благородное происхождение. В ней не реалистически, а символически выражена духовная жизнь, даны символические знаки бытия. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культуры. Культура – явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация – явление общее и повторяющееся. Культура имеет душу, цивилизация – лишь орудия.