... > Культурология > Культура Нового времени

Культура Нового времени

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Временные рамки культуры Нового времени Многонациональность и многоязычность Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб) Контакт и взаимодействие культур Индустриализация Дух практицизма Ускоренный темп технического прогресса
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Временные рамки культуры Нового времени XVII—XIX вв. И это время западноевропейская культура приобрела такую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры. Зародышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты — гуманизм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм.

  • XVII век вошел в культуру Европы как «век революционной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рацио­налистической критики схоластики во Франции и других странах.

  • XVIII век — век Просвещения в то же время «галантный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.

  • XIX век — эпоха расцвета буржуазной культуры, «полнота времен» и противоречий.

Отличительными чертами культуры Нового времени в целом являются следующее:

  • Многонациональность и многоязычность

    • В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.

    • Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно отличается динамичностью, вниманием к чувственному началу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в искусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближен­ных к Королевскому двору. (В живописи — это П.-П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускули­стые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, раз­вевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В литературных произведениях — вычурность слова, витиеватость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность построек, помпезность.

  • Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб)

    • Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Клас­сический — значит образцовый.Теперь классицизм требует соблюде­ния обязательных канонов: правило трех единств в литерату­ре, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложе­ния героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы ху­дожественных произведений. Классицизм — это ясность, чет­кость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Иде­алом становится гражданин, совершающий подвиг при усми­рении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородно­му сословию они дарованы за беззаветное служение государ­ству» ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля).

    • В XVII веке складывается еще одно направление в искус­стве - реализм. В протестантской Голландии — это реалис­тическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги..

  • Контакт и взаимодействие культур

    • Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достиже­ниями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

  • Индустриализация общественного производства

    • Индустриализация общественного производства, начинается с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выражение в росте городов, развитии предпринимательства, повышении уровня технической культуры общества. Культура Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатывают­ся новые, более совершенные формы организации обще­ственной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм.

  • Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порож­денный буржуазным предпринимательством

    • Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, доб­росовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.

  • Небывалый рост авторитета научного знания

    • «Зна­ние — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рас­сматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейс­кой философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дид­ро, Канта, Фихте, Гете.

  • Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века

    • Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, стан­костроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.