Культура Нового времени
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Временные рамки культуры Нового времени XVII—XIX вв. И это время западноевропейская культура приобрела такую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и получила статус «Новоевропейской» культуры. Зародышем этой культуры стала Реформация, которая положила конец монополии католической церкви на посредничество человека с богом. Английская революция XVII века и французская XVIII века ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и ее культуры.
Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты — гуманизм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм.
XVII век вошел в культуру Европы как «век революционной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рационалистической критики схоластики во Франции и других странах.
XVIII век — век Просвещения в то же время «галантный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.
XIX век — эпоха расцвета буржуазной культуры, «полнота времен» и противоречий.
Отличительными чертами культуры Нового времени в целом являются следующее:
Многонациональность и многоязычность
В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.
Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно отличается динамичностью, вниманием к чувственному началу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в искусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближенных к Королевскому двору. (В живописи — это П.-П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускулистые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, развевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В литературных произведениях — вычурность слова, витиеватость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность построек, помпезность.
Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб)
Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Классический — значит образцовый.Теперь классицизм требует соблюдения обязательных канонов: правило трех единств в литературе, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложения героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы художественных произведений. Классицизм — это ясность, четкость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Идеалом становится гражданин, совершающий подвиг при усмирении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородному сословию они дарованы за беззаветное служение государству» ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля).
В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве - реализм. В протестантской Голландии — это реалистическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги..
Контакт и взаимодействие культур
Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.
Индустриализация общественного производства
Индустриализация общественного производства, начинается с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выражение в росте городов, развитии предпринимательства, повышении уровня технической культуры общества. Культура Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатываются новые, более совершенные формы организации общественной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм.
Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порожденный буржуазным предпринимательством
Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (страны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, добросовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.
Небывалый рост авторитета научного знания
«Знание — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейской философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гете.
Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века
Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, станкостроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художественной литературе главным направлением становится реализм.