... > Культурология > Культура Западноевропейского Возрождения

Культура Западноевропейского Возрождения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«семь свободных искусств» формирование культуры идеи Возрождения появление Реформации гуманизм Данте формирование городской культуры «стиль Возрождения» Леонардо да Винчи
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Кризис официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где «семь свободных искусств» средневекового образца все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и вселенной, наконец, широко известные успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, замкнутого, самодостаточного феодального общества, но и, что для нас особенно важно, кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. На наш взгляд, именно эти глубинные факторы, а не по-своему значительные, но все же второстепенные явления типа новых переводов античных классиков, способствовали неизбежному в такой ситуации обращении через голову отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима.

В этот период шло формирование культуры, которое в дальнейшем определило развитие Европы. Зародилась идея европейского культурного пространства. С середины XIV в. – вторую половину XV в. Ренессанс получил наибольшее развитие в Италии. Сначала центром искусства была Флоренция, затем Милан и Рим, а потом Венеция. В XVI в. идеи Возрождения распространились во Франции, Германии, Испании, Англии, Нидерландах и получило название – Северное Возрождение.

Происходят перемены в общественном сознании. Попытка вернуть духовные ценности античности и в то же время переоценит христианские ценности – формирование новых ценностей.

Возникает новая идеология – гуманизм. Она заключалась в том, что личность человека – высшая ценность. Гуманизм сформировал светскую интеллигенцию Европы. Большое внимание гуманисты уделяли проблемам человека. Считали, что благородство и достоинство основаны не на происхождении, а на способностях человека.

Цель жизни – творчество, волевая активность, служение людям и обществу. Меняется отношение к творческой личности. Авторов считают «божественными гениями», им возвращают имя и начинают публиковать их биографии. Им возвращают имя и начинают печатать их биографии. Идет процесс освобождения человека от всех форм феодальной зависимости. У человека формируется представление о себе как о самоопределяющейся и самодостаточной личности. Эти представления формируют принцип антропоцентризма, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания. Однако этот принцип имел и негативное проявление. Появились теории, которые оправдывали любые поступки сильных личностей.

В области политики важной чертой было возникновение национального самосознания с формированием наций и национальных государств, возникло чувство патриотизма и понятие отечества.

Появилась история родной страны. Гуманизм подготовил появление Реформации – народного движения против католической церкви, которое привело к возникновению протестантизма и формированию западной буржуазии. Основоположником Реформации был Мартин Лютер (немец, жил в XV – XVI вв.).

Философия эпохи возрождения ориентируется на развитие материалистических тенденций связанных с изучением природы. Получила развитие натурфилософия, которой был присущ пантеизм – максимальное приближение бога к природе и человеку, где божественное начало считается вторичным.

Развивается и научное естествознание, ремесла, мануфактура. Поиски новых торговых путей привели к появлению колоний. Крупное открытие было создано поляком Коперником – открытие гелиоцентрической системы.

Особенно ярко культура возрождения проявилась в изобразительном искусстве и литературе. Основные черты литературы – жизнеутверждающий характер, восхищение красотой мира, человека и его свершений. Тема поэзии – любовь. Большое место в литературе занимает сатира и пародии на современные нравы, на человеческую глупость средневековые идеалы. Последним средневековья и первым поэтом возрождения считается флорентинец Данте (XIII – XIV в.). Мировую славу ему принесла «Божественная комедия», в которой он католическое духовенство и раскрывает такие положительные свойства человека как стремление к знаниям.

Идет формирование городской культуры. Расцветает ремесленное производство и начинается переход от натурального хозяйства к рыночным отношениям. Итальянский город эпохи возрождения был не только административным центром, но и центром культуры. При планировке города стремились достигнуть гармонии некоторых сооружений, объединяя их в архитектурные ансамбли. Архитекторы разрабатывали проекты идеального города.

Возникает стиль – «стиль Возрождения». Особенность обращение к античным образцам, но не их копирование. В отличие от средневековья, когда изображали божественный мир, теперь обратили внимание на человека и на земной мир, и даже святых изображали как прекрасных людей.

Меняются приемы изображения, появляется светотень, перспектива, в картины вводят пейзаж. Получает распространение станковая живопись, появляется светская живопись, особенно портрет. Важным достижением изобразительного искусства стало воссоздание круглой скульптуры. Известным скульптором раннего возрождения был Донателло. Он первым начал создавать круглую скульптуру. Его наиболее известная работа – бронзовая скульптура Давида.

Искусство высокого возрождения представлено творчеством Леонардо да Винчи («мадонна с цветком», «мадонна бенца», мадонна в гроте«, «мадонна литта», «Моне Лиза»), фреска «тайная вечеря » в Милане.

Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором. Его наиболее известная работа – статуя Давида, пьетта (сюжет оплакивания Христа), создал гробницу семьи Медичи и папы Юлия II, расписал потолок и алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане.