Массовая культура как явление ХХ века
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В ХХ веке массовое общество и сопряжённая с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших учёных в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к её коммерциализации.
Массовая культура – термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих.
Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой – как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоз-зренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая литература ориентируется на вкусы и запросы массового потребителя («обывателя»). Такого рода литература предназначена прежде всего для отдыха, она должна обеспечить своему читателю комфорт, поэтому для нее характерны положительное отношение к жизни и уход от реальности в мир иллюзий. Настроения: восторженность, чувственность, мистика, любовь, ужасы и т.д. Как правило, продукция массовой литературы сопровождается многочисленными иллюстрациями.
Поп-арт (англ. pop art – popular art) – крайнее модернистское художественное течение, сформировавшееся в 50-60-е гг. в США и Великобритании. Англичанин Ричард Гамильтон определил поп-арт как «общедоступный, преходящий, потребительский, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, обманчивый, блестящий и большой бизнес». Культ вещи возводится в ранг искусства. В результате предметы, взятые из жизни, осмысляются как художественные объекты и приобретают эстетическую ценность.
Как противопоставление массовой элитарная культура. Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).