Массовая, народная и элитарная группа
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Массовая форма культуры, начавшись в экономике, затем распространяется на все общество, изменяя и структуру отношений людей, и облик своего субъектного-творца, в дальнейшем развивается на основе следующих предпосылок:
Стимулирования потребительского сознания у людей. Именно через СМИ массовая культура проникает в самые широкие слои и в самые далекие уголки. Массовая культура обозначает специфическую разновидность духовного производства, ориентированного на среднего потребителя и предполагающего широкое тиражирование оригинального продукта.
Становлением массовой культуры связывают с принятием в 1870 г. в Англии закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате этого знаменитые английские романы становятся доступным, популярным.
2-й вехой становления массовой культуры является появление 1895 г. кино (кинематография). Открытие братьями Люмимерами во Франции.
3-я волна массовой культуры связана с развитием легкой музыки (джаза, блюза, рока).
Одновременно в культуру вторгается рынок. Продукция становится серийной, массовой.
У массовой культуры появлялись признаки:
примитивизация отношений между людьми;
развлекательность, забавность;
натуралистическое смакование насилия (секса);
культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;
культ посредственности (серости);
условность, примитивной символики.
Массовая культура популярна не тем, что демократично, понятно всем, а тем что они базируются на архетипов (эротики и агрессии).
Осмысление массовой культуры осуществлено О. Шпенглнером, Швейцером, Х. Игассетом, Э. Хромом.
Формы культуры — и массовая, и народная, и элитарная — это проникающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Массовая культура может быть интернациональной и национальной и, поскольку призвана удовлетворять сиюминутные запросы общества, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, произведения этой культуры быстро выходят из моды.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это коллективная, любительская или фольклорная творческая деятельность народа. В ней отражается жизнь народа, его воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предание, песни, сказки, эпос), музыке, театре, танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Элитарную культуру производит и потребляет элита, лучшая, избранная, самая творческая, профессиональная часть общества. По сравнению с массовой элита деятельна, активна, продуктивна. Элита есть среди и интеллигенции, и рабочего класса, и крестьянства.
Анализируемая культура ориентирована на удовлетворение потребностей и интересов высокоразвитой творческой части общества («искусство для искусства»), она не обязательна должна быть популярной, общепринятой, общечеловеческой.
В эту культуру, созданную элитой, включают лучшие произведения изящного искусства, классическую музыку, классическую художественную литературу.
В частности своей работе «Дегуманизация искусства» Хосе Ортега -и-Гассета, поворот к элитарной культуре называет авангардизмом (от сл. «авангард» - идущий впереди). Ортега сделал следующее обобщение по отношению к искусству выработался критерий: кто понимает авангардизм, тот относится к элите, а кто не понимает относится к массе (публике).
Ко всему тому, что окружает человека у людей формируются абсолютно разное видение. Поэтому искусство должно быть по определению элитарным, оно не имеет утилитарного, практического значения.