Ментальность как образ «душа» национальной культуры: содержание, понятия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Термин «менталитет» происходит от латинского слова mens, смысл которого – ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. В целом, менталитет можно определить как устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности, а также совокупность установок, ценностных ориентаций и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия. Наряду с этим термином используется понятие «ментальность», близкое по значению.
В науках о культуре впервые понятие «менталитет» было использовано французским этнографом Клодом Леви-Брюлем. Изучая культуру племенных народов, Леви-Брюль пришел к выводу, что отличие их образа жизни и представлений от европейских имеет в своей основе другой тип мышления, который и был обозначен исследователем как «первобытный менталитет». Позже слово вбирает в себя множество схожих смыслов. Так, все исследователи культуры тем или иным способом говорили о том, что каждая культура имеет нечто особенное, не выражаемое в перечислении достижений, даже не совпадающее полностью по смыслу с понятиями «образ мыслей» или «способ освоения мира». Это нечто называли дух или характер эпохи, народное самосознание, социальный характер, душа культуры, мирочувствование и т.д. во всех случаях речь шла о феномене, который можно описать следующим образом:
Это групповой образ, представление людей о мире и о себе.
Содержание этого образа погружено в глубинные, подсознательные структуры человеческой психики и поэтому не может быть осознано человеком.
Это явление можно рассматривать как групповую память людей.
Являясь основанием душевной жизни, это явление отражается в художественном творчестве, его направлениях и стилях.
Теперь мы называем это явление менталитетом, но очевидно, что все приведенные понятия включают в себя сходные смыслы.
Характер менталитета часто определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, Бердяев связывал особенности русской души с бескрайними русскими просторами, которые породили в ней два противоречивых начала: с одной стороны – удаль и вольность, а с другой – чувство смирения перед безграничностью. Поэтому русский народ, как считает философ, - народ государственный, склонный к подчинению верховной власти, но способный на бунт. Важная роль в формировании менталитета принадлежит религии.
Менталитет как бессознательная способность мирочувствования лежит в основе конкретного сходного представления – культурной картины мира. Это означает, что для всех народов видимый и ощущаемый ими мир един, но воспринимается он по-разному, так, как будто люди в разных странах и в разные времена живут в своеобразных, отличных друг от друга мирах.