Определение культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура — это самовыражение человеческого духа в мире искусственных (неестественных) объектов и заученного поведения. Такое определение культуры, обобщающее до сих пор сказанное, будет иметь полное право на существование, однако, как всегда, оно будет далеко не полным.
Каждая конкретная наука, которая занимается культурой, определяя ее как понятие, фиксирует свое внимание на каких – то отдельных существенных ее сторонах и «связывает» таким образом свою специфику. Притом определение культуры будет меняться в зависимости от того, какой наукой и какой аспект культуры в данном случае рассматривается. Каждое из этих определений при всей односторонности верно отражает какую – то важную сторону в сущности культуры.
Итак, речь идет об определении культуры. Сегодня в науке функционирует свыше полутысячи определений культуры и практически все они едины в одном – это характеристика культуры как специфики человеческого бытия, а не природы. Рассмотреть каждое существующее определение в отдельности просто невозможно, поэтому удобно их сгруппировать, и тогда появляется такая картина.
Описательные, эмпирические определения – в них перечисляются отдельные элементы и проявления культуры. К такому определению принадлежит определение классика эволюционного направления Эдуарда Бернетта Тайлора. В своем труде «Первобытная культура» он пишет: «культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения подчеркивают, что культура – продукт истории общества и развивается она путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Нормативные определения утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. При этом в качестве ограничителей указывают.
Психологические опр-я указывают на связь культуры с психологией повседневного поведения людей. «культура – совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям» (У. Самнер).
Структурные. Культура состоит из двух типов явлений. Первый – социально – стандартизированное поведение – действие, мышления, чувства некоторой группы. Второй – материальные продукты… поведения некоторой группы (М. Херскович).
Генетические «культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов итд., а также действий, верований и установок » (Л. Уайт).
Адаптивные, приспособительные опр-я. Культура трактуется ими как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к некоторым условиям социального окружения и природной среды.
Функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций.
Семиотическое – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Герменевтические – относятся к культуре как ко множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей.
Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился.
Социологические – в них культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.