Основные школы современной культурологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Основные культурологические школы:
Символическая школа. Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие «культура» определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие «культура» определяет как «организацию вещей и явлений, основанную на символах. Представители символической школы являются Кассирер и Леви-Стросс.
Натуралистическая школа. Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностям природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малинвского, З. Фрейда, К. Лоренса.
Психологическая школа. С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, «дух» народа.
Социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.
Аксиологическая школа. Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия «культура» как «совокупность материальных и духовных ценностей». Понятие «ценность» впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Виндельбанда. Видными представителями этого направления являются Риккерт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.