Особенности культуры Просвещения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Просвещение – это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установления «царства разума», основанного на природном равноправии людей, политической свободе и гражданской равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и «просветить» монархов относительно содержания «истинного» человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты повлекли надлом старой феодальной организации.
По времени эпоха Просвещения – это середина XVII – XVIII вв. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже – в Германии, Италии и других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.
Усиление роди науки перед церковью. Человеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии (И.Кант).
В основе интеллектуального движения лежали:
Рационализм.
Гуманизм.
Свободомыслие.
Идеи Просвещения лежат в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода.
Культура и искусство
В художественной культуре одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм.
В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности.
Опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие.
В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия.
Воспитание
Беспощадно критиковались пережитки средневековой системы воспитания, но и вносились новые принципы в педагогическую науку — идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребёнка, требование реального образования и др.
Феодальный строй и его институты расценивались как «неестественные», «неразумные». В вопросах общественного развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о «человеке вообще», отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан.