... > Культурология > Периодизация культуры Японии....

Периодизация культуры Японии. Культурные приобретения эпох Дзёмон, Яёй, Эдо, Мэйдзи

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Культура Дзёмон и Яёй Культура периода Эдо Эпоха Мэйдзи (1868–1912) Вестернизация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура Дзёмон и Яёй

Япония размещается на множестве мелких и четырех больших островах (Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку). Морские пространства стали преградой для завоевателей. С VIII тысячелетии до н. э. японцы жили здесь обособленно. Хозяйственную основу первобытного японского общества составляли охота, рыболовство, собирательство. Первыми религиозными представлениями японцев были магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Период неолита в Японии назван «Дзёмон» (след веревки), поскольку были найдены керамические изделия, украшенные орнаментом из глиняного жгута.

В середине I тысячелетии до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство, и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Этот период носит название «культура Яёй» (по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры). В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. На культуру Японии большое влияние оказала китайская культура. В IV–V вв. н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают научные знания, конфуцианство и буддизм. Однако в Японии, в отличие от Китая, представители аристократии (сёгуны) имели большую власть, чем «сын Неба». В отличие от китайцев, где к власти допускались те, кто прошел экзамены, в Японии власть захватывали представители наиболее сильных домов. В период складывания феодальных отношений все чаще и чаще вспыхивали восстания. Для борьбы с восстаниями и массовым уходом крестьян со своих земель стали создаваться отряды профессиональных военных из людей, искавших покровительства у знати. Так появилось сословие самураев. В их среде выработался особый кодекс чести, своя этика, требовавшая беспрекословной верности, самопожертвования, в крайнем случае – добровольной смерти (харакири). Так в Японии складывается особый менталитет – подчинение по вертикали.

Японская государственность образуется в начале VII в. В официальных документах это государство впервые упоминается в 607 г., когда принц-регент Умаядо в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» – страна Солнечного Восхода.

Культура периода Эдо

Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века общеяпонскими культурно-научными центрами были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времен киото-осакского доминирования принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассё. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров.

Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных «современных рассказов» — жанра японской литературы, разновидности иллюстрированных рассказов конца XVII — начала XVIII века. Другое название — укиё-бон (яп. 浮世本 «современные книги»?), которые описывали повседневную жизнь горожан. Танец кабуки трансформировался в театр. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё, который повысил хайку до уровня искусства. Кукольный театр нингё-дзюрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Рин, Кано и Тоса. Вместе с тем появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, в частности математики и агрономии.

Культура Касей привела к расцвету мещанской субкультуры и распространению гедонистических настроений. Жители Эдо зачитывались комедийными рассказами «На своих двоих по Токайдоскому тракту» Дзиппэнся Икку, «Современные бани» Сикитэя Самбы, и полуфантастическими произведениями вроде «Рассказ о восьми собаках Сатоми из Южной Авы» Кёкутея Бакина. В поэзии прославились Ёса Бусон и Кобаяси Исса. Театральное искусство было на пике своей популярности. Повышенным спросом пользовались дома куртизанок. Мещанские гравюры укиё-э переживали свой «золотой век» благодаря портретисту Китагаве Утамаро и Тосюсаю Сяраку, пейзажистам Кацусике Хокусаю и Хиросигэ Утагава. Между тем, среди самураев оставалась популярной традиционная живопись в исполнении Икэ-но Тайга и Урагами Гёкудо.

В XVIII—XIX веках уровень образования в Японии был одним из самых высоких в мире. Кроме правительственных школ для самураев, действовали общественные школы для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Изучались также новые науки, такие как «японоведение» кокугаку и «изучение Голландии» рангаку. Основы первой заложил Мотоори Норинага, который обосновывал японскую уникальность. Толчком для появления второй стали переводы европейских научных работ Сугитой Гэмпаку и Маэно Рётаку. Они способствовали становлению западного академизма в Японии. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание «Неофициальной истории Японии» Рая Санъё.

Эпоха Мэйдзи (1868–1912)

Эпоха Мэйдзи стала одним из самых значимых периодов в истории Страны восходящего солнца. После двух столетий политики изоляции японцы были вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни в открытом для мира обществе. Страна пыталась влиться в мировое сообщество, перенимая культурные и технические новшества Европы. Вестернизация постепенно охватила все сферы жизни народа. В начальный период в основном осуществлялось копирование внешних атрибутов западной культуры, поэтому костюм как повседневная часть быта не мог не испытывать влияние этих тенденций. Контакты с иностранцами, которые начались еще в XVI в., хоть и вносили изменения в культуру костюма, однако именно в эпоху Мэйдзи японцы осознали национальную самобытность своей одежды, в результате чего появился сам термин вафуку – «японская одежда». К концу XIX в. в общих чертах сформировался ансамбль кимоно, который известен всему миру как японский традиционный костюм.

Итогом эпохи Мэйдзи стало появление национального японского костюма. Японцы осознали, что кимоно является неповторимым феноменом культуры их страны. Однако именно в этот период западные традиции сыграли немаловажную роль в формировании нового менталитета японцев относительно их собственного костюма. Под влиянием европейцев невесты стали надевать белоснежные кимоно на свадебную церемонию, хотя издавна предпочтительными считались яркие кимоно, отделанные золотом и серебром. В период траура японцы по европейской традиции надевали черные одежды, вместо белых, как это было принято ранее. Наибольшие изменения произошли в манере ношения кимоно, что и зафиксировалось в ансамбле национальной одежды: длина не стесняла движений; плотный запах лифа и белый воротник нижнего кимоно акцентировали внимание на лице; широкий пояс играл роль корсета и призван был придавать фигуре стройность. Эти новые эстетические критерии активно влияли и на последующее развитие костюма.