... > Культурология > Религиозно-мифологические верования древних...

Религиозно-мифологические верования древних египтян

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Амон-Ра бесконечность жизни «Книга мертвых» храмы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Древнеегипетская мифология, в отличие от греческой, большую популярность не приобрела. Это произошло, во-первых, потому, что когда египетская культура к началу нашей эры пришла в упадок, то не нашлось народа, который был бы ее продолжателем, как, например, у греков – римляне, а культуру античности воскресила в свое время эпоха Возрождения. К IV в. н.э. никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски. Только в 20-х гг. XIX в. смогли разгадать тайну египетских иероглифов и раскрыть древние письмена. Во-вторых, выяснилось, что древнеегипетская мифология не похожа ни на одну другую, в ней много неясного, непонятного, неоднозначного.

У египтян по-разному изображались одни и те же боги: одного и того же бога они показывали то в виде животного, то в виде человека со звериной или птичьей головой. В разных городах богов называли по-разному, а у некоторых имена менялись в течение суток. Например, бог солнца в утренние часы назывался Хепри и изображался в виде жука-скарабея, катящего перед собой диск солнца; в дневное время – Ра в виде человека с головой сокола, в вечернее время – Атум. Ра, Атум, Хепри были тремя разновидностями одного и того же бога солнца. Это было главное божество, которое еще называли Амон-Ра. Пирамиду тоже считали окаменевшим лучом солнца. Египтяне, изображая солнце, рисовали его лучи в виде треугольников. Пирамида представляла собой одновременно и путь на небеса, и солнечный луч. В Египте сооружались стеллы – мемориальные обелиски в виде суживающихся кверху гранитных столбов с пирамидально заостренной верхушкой. Египтяне представляли свою землю в виде треугольного камня, плавающего в большом океане.

В древнеегипетской мифологии были божества для обозначения «абстрактных» понятий – «воля», «разум», «энергия», «вечность». Египтяне могли по-разному относиться к одному и тому же богу. Весь Египет почитал доброго бога Осириса и одновременно его убийцу – бога зла Сета. Осирис олицетворял некогда плодородие, был связан с земледелием. Его убил брат Сет, бог пустыни, и бросил ящик с телом убитого брата в воды Нила. Исида, супруга Осириса, богиня семейной верности, родила сына Гора, который отомстил Сету за убийство отца и на суде богов получил власть над Египтом. Исида и Гор оживили тело Осириса, но он не пожелал вернуться на землю и стал богом загробного мира. Среди свиты Осириса находился бог Анубис с головой собаки. Считалось, что если повторить все заклинания над трупом фараона, сказанные некогда Гором для оживления отца, то он получит ту же жизнь, которая была дана Осирису. Чтобы получить загробную жизнь, нужно было сохранить тело усопшего. В связи с этим возникает искусство бальзамирования и изготовления мумий.

Египтяне были первым народом, которые предложили миру великую идею – бесконечность жизни. После смерти, по верованию египтян, начиналась новая жизнь, где человек обретает состояние единства и нераздельности с богом. Это могло осуществляться после суда Осириса, через который проходил всякий попавший в загробный мир. Перед судом покойный как бы обращался с речью, рассказывая о своих грехах. Заупокойными признаниями расписывались стены пирамид, а затем была составлена «Книга мертвых» – свиток папируса, в котором насчитывалось 200 глав. Этот свиток клали в саркофаги.

В древнеегипетской мифологии было заметно влияние тотемизма. Сакральным смыслом наделялись дикие и домашние животные, птицы, насекомые, рыбы. Например, власть фараонов охраняла богиня Нарит в образе змеи. Важным символом был образ жука-скарабея. Амулеты в виде скарабея служили магическим средством защиты. Скарабей представлял солнечную, мужскую эмблему зарождения жизни, он воплощал всепобеждающую жизненную силу.

В верованиях древних египтян воплотилась идея слияния с природой, со всем живым, приятия раз и навсегда заведенного мудрого порядка, подчинения этому порядку, невозможность и нежелание менять узаконенные основы жизни. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами - пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами - обелисками. На обелисках высекались надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. 

Что же касается религии, то все вытекает из мифологии. То есть они поклонялись богам и фараонам.