Религия и культура
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Религия (от лат. «благочестие», «святыня») — особый тип духовно-практической деятельности. Притом особенность в том, что духовно-практическая деятельность основывается на вере в священное (сакральное). Это такое «чудо», которые выходит за рамки естественного. Священное — центральный образ религиозного сознания. Священное вызывает у человека страх, ужас, трепет и одновременно — чувства восхищения и причастности.
В общем философском и культурологическом плане по поводу генезиса религии имеются два подхода — понимание религии как чисто земного явления и осмысление ее как формы связи человека с Богом.
Первый подход: Древнегречекий мыслитель Ксенофонт считал, что человек создает богов по своему образу и подобию. По мнению Демокрита, страх и невежество создают богов. Этот подход по существу разделили Т. Гоббс, Б. Спиноза, Гольбах, Ламотри, Фейербах и лр. А.Ф. Бэкон рассматривал религию как форму связи между людьми.
Сущность второго подхода наиболее однозначно высказана современным богословом А. Менем, который утверждает, что религия есть связь человека с Богом.
Эти два подхода говорят о том, что единого мнения о соотношении культуры и религии у исследователей нет.
Первый подход предполагает считать религию культурным творчеством самого человека, а в соответствие с Бог — творец мира, а следовательно, всей культуры.
Религия дополняет множество социокультурных функций и они состоят в том, чтобы:
Удовлетворить известную потребность человека в вере и надежде. Именно эту теорию разделял основоположник функционализма Б. Малиновский. Согласно представлениям психоаналитической школы (З. Фрейд), религия является проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве и удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образа отца, который и защищает и наказывает.
Консолидирующая функция религии. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал основной социальной функцией религии то, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов.
Регулятивная функция религии. Система религиозных разрешений и запретов, по мнению М. Вебера, составляет основу нравственности, в них подчеркивается индивидуальная моральная ответственность, жизненная и религиозная активность.
Компенсаторская функция религии. Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выделяют прежде всего функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Например, К. Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов.
Религии мира не делятся на «плохие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т. п. Можно утверждать, что ни одна традиционная религия не учит злу. Зло в мире происходит от людей, которые отходят от идеалов этих религий, пользуются ими для достижения своих земных целей.
Главная функция культуры человекотворческая — социализация личности, воспитание культурного человека. И у религии главной ее функцией является регулятивная, воспитательная сторона. В этом и заключается главная общность религии и культуры.