Римская эпоха античной культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Римская цивилизация возникла на Апеннинском полуострове, расположенном в центральной части Средиземного моря. Складывалась эта цивилизация из разных племен, среди которых было племя латинов, основавших Рим. На юге Италии поселились греки. Самым загадочным племенем были этруски. В VII-VI вв. до н.э. они как более сильное и организованное государственное образование распространили свою власть на другие племена, в том числе и на латинов.
Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.
Царская. Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные – пролетарии – выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа ограничивала власть патрициев - членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом, власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.
В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне - представители «римского народа», которые избирались либо по сотням (центуриям), либо по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право «вето». Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов, заведовавших казной; цензоров, выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).
Императорская. Советники императоров всегда должны были иметь юридическое образование. Надо сказать, что Рим дал миру два вида права – частное и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.
Рим знал огромное число мощных восстаний рабов. Восстание под руководством раба Спартака блестяще отражено в художественной литературе, кинематографе и музыкально-хореографическом искусстве. Социально-экономическими причинами разрушения римской государственности считают рабство, которое подрывало экономику и жизненные устои страны.
Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях. Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Римляне заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитер, Юнона, Минерва, Феб, Венера и др. Кроме богов, у них была вера в гениев как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.
Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.
У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.
Скульптурный портрет римлян отличался жизненной правдой, доходившей до натурализма.
Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.