Структура культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Сущностные черты и особенности культуры составляют ее внутреннюю структуру. Культура едина, целостна и неделима, в нем различные виды и роды тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Подразделение культуры часто бывает условными.
Базисными формами являются материальная и духовная культуры. При этом материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на человека, раскрывая его способности, возможности, дарования.
Поэтому к ней относятся: характер труда и производства, его результаты (здания, сооружения), орудия труда и производства, средства транспорта и связи, быта, места жительства (топоса), отношение к собственному телу. Материальная культура является посредником для духовной культуры. К примеру, посредник знаний — книга.
Духовная культура, пожалуй, самое многослойное образование. В нее включают:
познавательную (интеллектуальную);
философскую;
политическую;
правовую;
религиозную;
экономическую;
хозяйственную;
эстетическую;
художественную;
экологическую;
нравственную;
научно-техническую культуру.
Ясное дело, что каждый элемент духовной культуры является следствием предрасположенности человека к определенной деятельности. Все они составляют специализированный уровень культуры. Последний, в свою очередь, включает элитарную культуру, которая создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся изящные искусства, классическая музыка и литература. Круг ее потребителей — самая высокообразованная часть общества: критики, искусствоведы, философы, театроведы, писатели, музыканты.
Своеобразным «напарником» элитарной культуры служит массовая культура — культура, рассчитанная на широкий круг обыкновенных потребителей, представляющих скопище посредственностей.
Каждая форма духовной культуры, кроме того, составляет отдельную, относительно самостоятельную культуру. Каждой форме соответствует элемент культуры на обыденном уровне. К примеру, экономической культуре на обыденном уровне (культуре повседневности, культуре житейской) соответствует культура домашняя, хозяйственная (или семейная экономика). Политической культуре соответствуют повседневные нравы и обычаи, правовой — мораль, философской — обыденное мировоззрение, научно-технический — практические технологии, художественной — обыденная эстетика (эстетика одежды, отношение к вещам и т. д.). Духовная культура охватывает всю сферу сознания и творчества.
Культуру по ее носителю делят на мировую и национальную. Для мировой культуры характерны внебиологичность, приспособленность, преобразовательность и способность к воспроизведению. Мировую культуру составляют общезначимые достижения национальных культур, которые характеризуются своеобразием, известной неповторимостью и оригинальностью. Опять-таки по принципу носителя культуры, национальная культура делится на классовую, профессиональную, молодежную, сельскую, городскую, семейную, элитарную и массовую. Культура также делится на доминирующую и субкультуру. Доминирующая — эта та, которой руководствуются большинство членов общества, а субкультура — эта та, которая представляет совокупность символов, идей, убеждений, норм образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществам или какой-либо социальной группой.Нередко субкультура может противостоять доминирующей по своим взглядам на жизнь, употребляемым словарным составом, манерами поведения и находиться с ней в конфликте. В таком случае ее называют контркультурой. Такова субкультура преступного слоя общества или культура молодежного движения хиппи, получившая распространение в 60-70-е гг. в странах Зап. Европы.
Культуру по своему содержанию и влиянию делят еще на прогрессивную и реакционную, нравственную и безнравственную. Кроме того, далее могут быть традиционная, современная и актуальные культуры.