Типология культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура типологизируется посредством двух способов:
группировкой различных явлений, систем культуры с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;
описанием и сопоставлением различных явлений и систем культуры.
В качестве критерия или основания для типологии выступают:
антропологическое сходство;
хозяйственно-культурное сходство (присваивающая, ручного земледелия и скотоводства, пашенного земледелия культуры;
этно-лингвистические или языковое сходство;
историко-этнографическое сходство;
религиозное сходство
ареал расположения;
социальные признаки;
степень жизнеобеспечения;
социобиолгические признаки и т. д.
На необходимость типологизировать культуру впервые обратили внимание поэт, драматург, теоретик искусства И.Ф. Шиллер и нем. философ В.Ф. Шеллинг. В основании типологии они положили «особый дух» культуры.
В науке наиболее известны следующие концепции классификации культуры: «идеальных типов» Макса Вебера, «обособленных локальных культурно-исторических типов» Николая Данилевского, а также концепции Освальда Шпенглера, Карла Ясперса, Фридриха Ницше, Питирима Сорокина, Хосе-Ортега-и-Гассета и других.
Н.Я. Данилевский: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская или европейская
О. Шпенглер: египетская, китайская, вавилонская, индийская, античная или греко-римская («апполоновская»), западноевропейская («фаустовская»), культура народов майя, византийско-арабская («магическая»).
По Данилевскому, культуно-исторические типы в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели, сохраняя свою неповторимость. Они проявляют себя в разной степенью зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической.
О. Шпенглером культура определяется как «организм» который обладает внутренним единством и одновременно обособленным от других. Душа каждой культуры уникальна и неповторима. Шпенглер выделяет «аполлоновский», «магический», «фаустовский» типы души, лежащие соответственно в основе греческой, средневековой арабской и европейской культуры. Нормы духовной жизни, нравственности имеют смысл в рамках лишь конкретной культуры и значимы только для нее. Каждая культура имеет свою конкретную историческую биографию и как организм проходит одни и те же жизненные этапы (от рождении до смерти есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость). Культуре как организму отмерен определенный срок — около тысячелетия. Культура умирает, перерождается цивилизацию. Цивилизация означает достижение цели и завершенность возможностей души. Культура перестает вдохновлять и притягивать человеческие души. Все вокруг стандартизируются, унифицируется и, как следствие, обездушивается. Культура и цивилизация противопоставлены как духовное и материальное. В работе «Закат Европы» Шпенгле использует метафору «Закат Европы и увязывает его с победой техники над духовностью, мировых городов с деревней.