Верования и понятие прекрасного в японской культуре
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Японцы живут в тесной связи с природой. У них никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить себе природу. Напротив, они постоянно ищут точки соприкосновения с природой, способы гармонизировать свои отношения с природой. Такой подход во многом определил эстетическое отношение к миру вообще, проявление чувства прекрасного во всем.
Тонкое чувство природы породило древнейшую религию Японии – синто («путь богов»). Возникновение синтоизма связано с земледелием, его магией, в которой заложены действия, которые должны благоприятствовать получению урожая. Среди магических обрядов главное место занимают весенние и осенние: действо испрашивания урожайного года, действо пробы нового хлеба. Божества не отделялись от природы, что наделяло природу в глазах японцев еще большей ценностью.
Синтоизм во многом близок мифологии. В этой религии утверждается, что в мире сначала царил хаос. Потом он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал – богини Идзанами и ее мужа Идзанаги – родилась богиня солнца Аматарэсу, богиня луны Цуклёми и бог воды и бури Сусаноо. Спустя долгие годы Аматарэсу осталась на небе, а ее внук Ниниги сошел с неба и стал управлять государством. Символами его власти были зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). От Ниниги будто произошел первый японский император. Происхождением от божеств объясняют японцы свою особую миссию в мире.
Существует пять главных принципов синто:
Мир сам по себе хорош, совершенен.
Вера в естественную силу жизни.
Представление о единстве природы и человека. Синтоизм не делит мир на живой и неживой. Во всем, что окружает человека, есть дух.
Признание многобожия. В списке богов синто их оказалось 3132.
Дух «нами» породил только японцев: синто может быть только у японцев, но японцы могут веровать и в других богов.
Японская эстетика выделяет 4 типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн. Саби – патина – красота естественного: трещины на посуде, шероховатости. Почувствовать красоту естественного можно в состоянии внутренней сосредоточенности, при отсутствии шума, толпы. Ваби – красота повседневного, обыденного. Сибуй – соединение естественности, функциональности и красоты. «Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара». Югэн («внутренняя глубина, сокровенное») – воплощает прелесть недоговоренного.