... > Литература (ЕГЭ) > Биография А. С....

Биография А. С. Грибоедова

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Александр Грибоедов История создания «Горе от ума» «Горе от ума». Критика о Чацком
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Александр Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита, где на проходивших балах и званых ужинах можно было увидеть известных писателей, музыкантов, художников.

В раннем возрасте у А. С. Грибоедова проявились способности к иностранным языкам. Кроме того, он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет, за два года окончил отделение словесности, а затем — нравственно-политическое и физико-математическое.

Когда началась война 1812 года, А. С. Грибоедов, которому в то время было 17 лет, записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не смог: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал, и будущий писатель служил в тылу.

В 1815 году А. С. Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать настаивала, чтобы сын стал чиновником. Но он мечтал о литературе и театре, а государственная служба его не привлекала. В этом же году А. С. Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актёры петербургского театра поставили спектакль.

В Петербурге Александр Грибоедов вёл светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Однажды Грибоедов был причастен к скандальной истории: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова устроила его секретарём русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал своё южное путешествие в дневнике. Через год писатель отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии; он продолжил вести путевые записки, где кратко описывал события своей службы. Они и легли в основу «Рассказа Вагина» — реальной истории русского пленного, которого А. С. Грибоедов вернул на родину из Персии.

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провёл более полутора лет, но, несмотря на успехи, ему это не было интересно: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горе от ума» (хотя есть воспоминания друзей о том, что начал он значительно раньше). Писатель мечтал, как опубликует пьесу и увидит её постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву, где не прекращал литературную работу.

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить её уже пожилому баснописцу Ивану Крылову. Несколько часов автор читал своё произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

И Крылов оказался прав: на просьбу поставить «Горе от ума» в театре писателю отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь он узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были его друзьями и родственниками, в связи с этим и он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года писателя арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вёл переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году А. С. Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почётом принял сам Николай I. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

История создания «Горе от ума»

По свидетельству близкого друга А. С. Грибоедова, С. Бегичева, замысел комедии у писателя появился ещё в 1816 году, но работать над ней начал только в 1820, а в 1824 году уже готовую пьесу писатель привёз в Петербург.

Но, как и предсказал И. Крылов, напечатать и поставить пьесу на сцене А. С. Грибоедову никто не разрешил из-за её свободомыслия и направленности против существующих порядков.

При жизни драматурга в печати появлялись только отрывки пьесы, но и то с сильными изменениями. После смерти А. С. Грибоедова была опубликована вся пьеса, но также с цензурными правками. Лишь в 1862 году вышло полное, не изменённое цензурой издание.

В. Ф. Ходасевич, русский поэт, переводчик и критик, заметил: «Грибоедов — человек одной книги. Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Возможно, с этим и можно согласиться, но это в очередной раз доказывает уникальность и особое значение этой пьесы в русской культуре.

«Горе от ума». Суть общественного конфликта

Суть общественного конфликта представлена двумя сторонами: Чацким, который является представителем «века нынешнего», и Фамусовым, а также окружающими последнего — их называют «фамусовское общество», которое представляет «век минувший». Их противостояние можно увидеть по разному отношению к разным сферам жизни.

Проблема поколений не самая важная в произведении, но она присутствует. Говоря о «веке нынешнем» и «веке минувшем» речь идёт про общественные взгляды. Ранее мы уже отметили разницу во взглядах у представителей разных «веков», они отличаются и речью, и чертами характера, и у каждого есть свои особенности. Поэтому необходимо рассмотреть каждого отдельно.

Критика о Чацком

ФИО

Мысли о Чацком

И. Гончаров

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи. Драма Чацкого в том, что он видит в судьбе общества трагизм, но ни на что не может повлиять»

А. Пушкин

«Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый... Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и ему подобными»

А. Григорьев

«Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»

А. Герцен

«Чацкий — идеальный герой, взятый автором из самой жизни <...> Реальный положительный герой русской литературы»

О. Сомов

« … он (Грибоедов) представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нём их две: заносчивость и нетерпимость»

В. Белинский

«Мальчик на палочке верхом, крикун, фразёр, идеальный шут, драма Чацкого — буря в стакане воды»