... > Литература (ЕГЭ) > Биография Ф. М....

Биография Ф. М. Достоевского

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Фёдор Михайлович Достоевский Этапы и особенности творчества Система персонажей Родион Раскольников
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в семье лекаря больницы для бедных. Семья будущего писателя жила в квартире, располагающейся во флигеле больницы.

С детства Ф. М. Достоевский любил читать, причём не только русскую, но и зарубежную литературу. Начальное образование он получил дома, а после смерти матери, в 1837 году, учился сначала в частном московском пансионе, а после (1838 год) продолжил учёбу в петербургском Главном инженерном училище, которое закончил в 1843 году в звании военного инженера и был зачислен на службу полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но через год он подал в отставку и занялся литературой.

В 1845 году Ф. М. Достоевский написал первый роман «Бедные люди», который был высоко оценен петербургской публикой. В этот период писатель увлекается революционными идеями, и с 1847 года он был постоянным участником кружка М. В. Петрашевского. Ф. М. Достоевский иронично относился к некоторым утопическим идеям Петрашевского, но мечтал сделать что-то для того, чтобы произошло справедливое переустройство общества.

15 апреля 1849 года Ф. М. Достоевский на собрании у Петрашевского прочитал запрещённое цензурой письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, за что был приговорён к расстрелу вместе с другими петрашевцами. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге за несколько минут до казни было объявлено об изменении приговора: расстрел был заменён четырьмя годами каторги с последующей солдатчиной. И уже через 2 дня (24 декабря 1849 года) писатель был отправлен на каторгу в Омский острог, а с 1854 года (после окончания каторжных работ) служил солдатом в Сибирском литейном батальоне. Время каторги и солдатчины было вынужденной паузой в творчестве Ф. М. Достоевского.

В 1859 году писатель вернулся в столицу и приступил к активной творческой деятельности, но за это время его практически забыли, и выстраивать свой творческий путь ему надо было с нуля. На то, чтобы восстановить своё имя в литературных кругах, Фёдору Михайловичу потребовалось 5 лет: в 1861 и 1862 годах выходят романы «Униженные и оскорблённые» и художественно-документальные «Записки из мёртвого дома», которые снова сделали писателя участником литературного процесса. В это время писатель вместе со своим братом издавали журналы «Время» и «Эпоха».

1864 год был для Ф. М. Достоевского очень сложным: скончались его жена и брат. Журнал, который писатель издавал вместе с братом, успеха не имел, и его пришлось закрыть. Чтобы поправить материальное положение, писатель заключил договор с издательством: он должен был предоставить новый роман, в случае невыполнения писатель терял на 9 лет право собственности на все свои сочинения.

За месяц до окончания договора Ф. М. Достоевский нашёл стенографистку, обратился к ней за помощью, и за 28 дней (в некоторых источниках говорится о 21 дне) был продиктован роман «Игрок». А через некоторое время он сделал стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной) предложение, и она стала его женой.

С конца 1860 годов у Ф. М. Достоевского начался период создания романов, в которых он творит свой неповторимый мир. Писатель становится ещё более известным и уважаемым. В 1877 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук.

28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался из-за резкого обострения болезни.

Этапы и особенности творчества Ф. М. Достоевского

  • 1 этап. Творчество 1840-х годов.

Основное произведение этого периода — роман «Бедные люди». Как отметили критики, на поэтику писателя особым образом повлияло творчество Н. В. Гоголя, его образ «маленького» человека. Ф. М. Достоевский его меняет и создаёт новый, с новыми чертами и особенностями.

  • Период 1850-х годов — это период каторги. 

В этот очень тяжёлый этап жизни писатель практически не создаёт произведений, а те, которые он написал, можно считать основой для его дальнейших романов.

  • Творчество 1860-х годов.

В этот период сформировался особый стиль и тематика произведений писателя. Н. А. Добролюбов определил творчество писателя как символ «истинно гуманистического» пафоса всей русской литературы. 

В этот период создаются все крупные произведения Ф. М. Достоевского, прославившие его и русскую литературу на весь мир. На первое место выходит психологизм героев.

Особенности:

  • В произведениях присутствует символика (цвета, цифр и т. д.).

  • Ф. М. Достоевского называют поэтом-урбанистом, который создаёт страшный портрет большого города, не восхищается им, как делали писатели до него.

  • У писателя любой герой важен, у любого есть своя точка зрения (даже у «маленьких» людей).

  • Художественный мир писателя — это мир мысли и нравственных исканий. В это «втянуты» все герои любого сословия.

  • Психологизм — важнейшая особенность всех произведений писателя.

  • Самое важное для писателя — обретение нравственной истины, причём эта истина не может принадлежать одному человеку, она принадлежит всем, это общие нравственные законы и порядки, которые раскрываются человеку через его опыт, страдания и мучительные поиски.

История романа. Жанровая специфика

  • Находясь на каторге в 1855 году, Ф. М. Достоевский задумал новый роман; он планировал назвать его «Пьяненькие». В нем должен был быть раскрыт вопрос пьянства. Но спустя 10 лет в своих письмах писатель пишет: «Я сжёг всё. Новая форма, новый план меня увлёк, и я начал всё сызнова». А в 1866 году роман уже был опубликован. 

О своём романе Ф. М. Достоевксий говорил так: «Это — психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты <...> В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

  • По своей специфике роман «Преступление и наказание» сложен тем, что объединяет несколько типов жанров, а именно:

    • социально-бытовой;

    • детективный;

    • любовный;

    • психологический;

    • философский;

    • религиозный.

Система персонажей

Родион Раскольников занимает центральное место в системе персонажей романа, поскольку к нему ведут все линии повествования. Все остальные действующие лица появляются для того, чтобы с их помощью можно было раскрыть главного героя с новых сторон. 

Система персонажей романа очень динамична: одни герои появляются, другие безвозвратно уходят, а в эпилоге остаются только главные. 

Конечно, внутренняя жизнь второстепенных героев изображена не так подробно, как у главного героя, или вообще не представлена. 

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» особую роль играют цифры, которые наделены в культурном коде определёнными значениями.

Цифра 3 — сакральное число для русской литературы и для русского фольклора, оно связано и с библейскими мотивами (Троица, три ипостаси), и с общим представлением о жизни (в любых сказках и былинах число три играет особую роль).

Цифра 7 — символ святости, согласно некоторым учениям. Его называют «истинно святым числом».

Основным приёмом в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является психологизм. Всё представленное в произведении служит раскрытию психологического состояния героя, объяснению его мыслей и поступков. 

Психологизм в литературном произведении реализуется с помощью внутренних и внешних деталей, особенностей.

К внутренним относятся: 

  • внутренний монолог;

  • воспоминание;

  • воображение;

  • самоанализ;

  • диалог с самим собой;

  • дневники;

  • письма;

  • сны.

К внешним относятся:

  • детали быта и жилья;

  • одежда;

  • окружающая природа;

  • мимика, жесты, походка;

  • речь на слушателя.

В романе «Преступление и наказание» встречаются разные виды выражения психологизма.