Биография Ф. М. Достоевского
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
С детства Ф. М. Достоевский любил читать, причём не только русскую, но и зарубежную литературу. Начальное образование он получил дома, а после смерти матери, в 1837 году, учился сначала в частном московском пансионе, а после (1838 год) продолжил учёбу в петербургском Главном инженерном училище, которое закончил в 1843 году в звании военного инженера и был зачислен на службу полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но через год он подал в отставку и занялся литературой.
В 1845 году Ф. М. Достоевский написал первый роман «Бедные люди», который был высоко оценен петербургской публикой. В этот период писатель увлекается революционными идеями, и с 1847 года он был постоянным участником кружка М. В. Петрашевского. Ф. М. Достоевский иронично относился к некоторым утопическим идеям Петрашевского, но мечтал сделать что-то для того, чтобы произошло справедливое переустройство общества.
15 апреля 1849 года Ф. М. Достоевский на собрании у Петрашевского прочитал запрещённое цензурой письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, за что был приговорён к расстрелу вместе с другими петрашевцами. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге за несколько минут до казни было объявлено об изменении приговора: расстрел был заменён четырьмя годами каторги с последующей солдатчиной. И уже через 2 дня (24 декабря 1849 года) писатель был отправлен на каторгу в Омский острог, а с 1854 года (после окончания каторжных работ) служил солдатом в Сибирском литейном батальоне. Время каторги и солдатчины было вынужденной паузой в творчестве Ф. М. Достоевского.
В 1859 году писатель вернулся в столицу и приступил к активной творческой деятельности, но за это время его практически забыли, и выстраивать свой творческий путь ему надо было с нуля. На то, чтобы восстановить своё имя в литературных кругах, Фёдору Михайловичу потребовалось 5 лет: в 1861 и 1862 годах выходят романы «Униженные и оскорблённые» и художественно-документальные «Записки из мёртвого дома», которые снова сделали писателя участником литературного процесса. В это время писатель вместе со своим братом издавали журналы «Время» и «Эпоха».
1864 год был для Ф. М. Достоевского очень сложным: скончались его жена и брат. Журнал, который писатель издавал вместе с братом, успеха не имел, и его пришлось закрыть. Чтобы поправить материальное положение, писатель заключил договор с издательством: он должен был предоставить новый роман, в случае невыполнения писатель терял на 9 лет право собственности на все свои сочинения.
За месяц до окончания договора Ф. М. Достоевский нашёл стенографистку, обратился к ней за помощью, и за 28 дней (в некоторых источниках говорится о 21 дне) был продиктован роман «Игрок». А через некоторое время он сделал стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной) предложение, и она стала его женой.
С конца 1860 годов у Ф. М. Достоевского начался период создания романов, в которых он творит свой неповторимый мир. Писатель становится ещё более известным и уважаемым. В 1877 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук.
28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался из-за резкого обострения болезни.
Этапы и особенности творчества Ф. М. Достоевского
1 этап. Творчество 1840-х годов.
Основное произведение этого периода — роман «Бедные люди». Как отметили критики, на поэтику писателя особым образом повлияло творчество Н. В. Гоголя, его образ «маленького» человека. Ф. М. Достоевский его меняет и создаёт новый, с новыми чертами и особенностями.
Период 1850-х годов — это период каторги.
В этот очень тяжёлый этап жизни писатель практически не создаёт произведений, а те, которые он написал, можно считать основой для его дальнейших романов.
Творчество 1860-х годов.
В этот период сформировался особый стиль и тематика произведений писателя. Н. А. Добролюбов определил творчество писателя как символ «истинно гуманистического» пафоса всей русской литературы.
В этот период создаются все крупные произведения Ф. М. Достоевского, прославившие его и русскую литературу на весь мир. На первое место выходит психологизм героев.
Особенности:
В произведениях присутствует символика (цвета, цифр и т. д.).
Ф. М. Достоевского называют поэтом-урбанистом, который создаёт страшный портрет большого города, не восхищается им, как делали писатели до него.
У писателя любой герой важен, у любого есть своя точка зрения (даже у «маленьких» людей).
Художественный мир писателя — это мир мысли и нравственных исканий. В это «втянуты» все герои любого сословия.
Психологизм — важнейшая особенность всех произведений писателя.
Самое важное для писателя — обретение нравственной истины, причём эта истина не может принадлежать одному человеку, она принадлежит всем, это общие нравственные законы и порядки, которые раскрываются человеку через его опыт, страдания и мучительные поиски.
История романа. Жанровая специфика
Находясь на каторге в 1855 году, Ф. М. Достоевский задумал новый роман; он планировал назвать его «Пьяненькие». В нем должен был быть раскрыт вопрос пьянства. Но спустя 10 лет в своих письмах писатель пишет: «Я сжёг всё. Новая форма, новый план меня увлёк, и я начал всё сызнова». А в 1866 году роман уже был опубликован.
О своём романе Ф. М. Достоевксий говорил так: «Это — психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты <...> В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
По своей специфике роман «Преступление и наказание» сложен тем, что объединяет несколько типов жанров, а именно:
социально-бытовой;
детективный;
любовный;
психологический;
философский;
религиозный.
Система персонажей
Система персонажей романа очень динамична: одни герои появляются, другие безвозвратно уходят, а в эпилоге остаются только главные.
Конечно, внутренняя жизнь второстепенных героев изображена не так подробно, как у главного героя, или вообще не представлена.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» особую роль играют цифры, которые наделены в культурном коде определёнными значениями.
Цифра 3 — сакральное число для русской литературы и для русского фольклора, оно связано и с библейскими мотивами (Троица, три ипостаси), и с общим представлением о жизни (в любых сказках и былинах число три играет особую роль).
Цифра 7 — символ святости, согласно некоторым учениям. Его называют «истинно святым числом».
Основным приёмом в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является психологизм. Всё представленное в произведении служит раскрытию психологического состояния героя, объяснению его мыслей и поступков.
Психологизм в литературном произведении реализуется с помощью внутренних и внешних деталей, особенностей.
К внутренним относятся:
внутренний монолог;
воспоминание;
воображение;
самоанализ;
диалог с самим собой;
дневники;
письма;
сны.
К внешним относятся:
детали быта и жилья;
одежда;
окружающая природа;
мимика, жесты, походка;
речь на слушателя.
В романе «Преступление и наказание» встречаются разные виды выражения психологизма.