Биография и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
28 ноября (10 декабря) 1821 г. будущий поэт родился в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии. Осенью 1824 года семья переехала в родовое имение Ярославской губернии. Отец будущего поэта был грубым, жестоким и невежественным помещиком, который не щадил своих крепостных и домочадцев. Из-за этого страдала мать поэта, что навсегда осталось в памяти у Н. А. Некрасова. Ф. М. Достоевский писал о нём: «Это было раненное в самом начале жизни сердце. И эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».
В 1832 году Н. А. Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где уже начал писать стихи, а в 1838 года поехал в Петербург, чтобы поступить в университет, но знаний у него не хватило, и его определили вольным слушателем филологического факультета. Отец, желавший, чтобы сын был военным, узнав про университет, лишил его всякой материальной помощи.
В 1840 году вышел первый сборник стихотворений «Мечты и звуки», на который обрушилась резкая критика. В 1843 году Н. А. Некрасов познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на поэта огромное влияние. Выпущенное в 1845 году стихотворение «В дороге» вызвало восторженный отзыв не только В. Г. Белинского, но и читателей.
В 1847 году Н. А. Некрасов вместе с писателем И. И. Панаевым приобрели журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным. Николай Алексеевич трудился там редактором. В тяжёлые годы жестокой цензуры поэт пытался сохранить журнал. Но в 1866 году по приказу Александра II издание закрывают навсегда. С 1868 года Н. А. Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки», в котором работал до конца своих дней.
Во время редакторской работы в обоих журналах Н. А. Некрасов занимался и своим творчеством, расцвет которого начался в 1855 году. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова», вышедший в 1856 году, был спланирован и продуман поэтом. Этот сборник принёс ему широкую известность. Начиная с 1860-х годов, Н. А. Некрасов работал над более объёмными жанрами, создавая поэмы, посвящённые жизни обычных людей.
С 1875 года состояние здоровья Н. А. Некрасова ухудшилось из-за тяжелого заболевания, но он не перестал писать. В 1877 году поэт умер.
Особенности лирики Н. А. Некрасов а
Главную особенностью лирики Н. А. Некрасова можно охарактеризовать строчкой из его же стихотворения: «Я лиру посвятил народу своему» («Элегии» 1874 г.).
Для лирики поэта свойственны необычные предметы изображения: жизнь и судьба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нищего разночинца, то есть образ страдающего русского народа.
Герои наделены голосом, даже дети.
Лирический герой чаще всего выступает в роли наблюдателя, изучающего народ и сострадающего ему.
Образ матери — это особый образ в лирике Н. А. Некрасова. В нём для поэта сконцентрированы самые высокие чувства: любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.
В основе всего творчества лежат традиции гражданской лирики поэтов, писавших ранее.
Образ Музы в лирике трагичен.
Крестьянская лирика Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов посвятил всё творчество простому народу: сначала его тяготило крепостное право, поэтому страдания простого человека стали основным мотивом его творчества, поэт с болью писал об этом, а также о нищете и голоде. После отмены крепостного права ожидания Н. А. Некрасова и многих людей не оправдались: люди были на перепутье и свободны они стали только формально, поэтому и позитивных тем или радости в лирике поэта не прибавилось.
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» . Композиция
Н. А. Некрасов писал поэму «Кому на Руси жить хорошо?» практически 16 лет, но она так и не была закончена. Свою идею писатель не смог воплотить до конца. Глава, которую мы сейчас считаем финальной — «Пир на весь мир», была закончена Н. А. Некрасовым за несколько месяцев до смерти, когда он уже находился в очень тяжёлом состоянии.
Работа над поэмой началась после реформы 1861 года, когда было отменено крепостное право. По воспоминаниям и записям писателя можно сказать, что первоначально в поэме планировалось создать 7 или 8 глав, но мы знаем только 4, остальные не были даже написаны. Именно поэтому сложно с помощью текста ответить на вопрос, заданный в названии поэмы.
Исследуя композицию произведения, следует помнить, что произведение незаконченное, поэтому развязку и финал можно определить исключительно из принципа выстраивания композиции в литературных произведениях, поэтому развязку, например, можно назвать только условно. Вспомним сюжет поэмы и выполним задание.