... > Литература (ЕГЭ) > Биография Максима Горького

Биография Максима Горького

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Максим Горький Алексей Пешков Материал о пьесе «На дне» Система персонажей пьесы Образ Луки Сатин
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Максим Горький родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его настоящее имя — Алексей Пешков. Когда будущему писателю исполнилось три года, он заболел холерой и заразил своего отца, который вскоре умер. Мать вышла замуж второй раз, и Алексей Пешков воспитывался в семье деда — отца матери, владельца красильной мастерской. Василий Каширин учил внука грамоте по церковным книгам, а Акулина Каширина, бабушка, читала ему сказки и стихи. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах её стихов».

К 1870-м годам дед Максима Горького разорился, поэтому семья была вынуждена переехать в самый бедный район Нижнего Новгорода. Чтобы помочь родным, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством — искал на улицах города вещь и продавал её.

В 1878 году М. Горький поступил в начальное училище, где отлично учился. Но его исключили, а в документах осталась запись: «Курса <...> по бедности не закончил». После этого будущий писатель попробовал разные профессии: был учеником сапожника, учеником чертёжника, посудомойщиком, продавцом в купеческой лавке. При этом интересовался литературой и философией.

В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань, чтобы поступить в местный университет. Но его не допустили к экзаменам из-за отсутствия аттестата об образовании. Денег на съём жилья у него не было, поэтому он жил у знакомых, а затем стал подрабатывать в казанском порту и смог снимать углы в ночлежках вместе с босяками. В свободное время он сочинял первые произведения.

Спустя несколько месяцев М. Горький нашёл работу в булочной Василия Семёнова, где часто собирались народовольцы. Там он познакомился с трудами русских революционеров, а вскоре вступил в один из подпольных кружков марксистов. М. Горький был агитатором, проводил просветительские беседы с неграмотными и рабочими. Несмотря на всю активность и старания во время собраний, М. Горького не воспринимали всерьёз.

1887 год — один из самых тяжёлых в жизни будущего писателя: умерла его бабушка, стали возникать конфликты на работе и ссоры с членами кружка. Всё это привело к тому, что М. Горький участвовал в дуэли, но выжил. При этом попал под церковный суд и был отлучён от церкви. После случившегося будущий писатель переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. Там же он познакомился с писателем Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». В. Короленко прочитал произведение и нашёл в нём множество ошибок, смысловых и орфографических. Позднее М. Горький писал об этом: «Я решил не писать больше ни стихов, ни прозы и действительно всё время жизни в Нижнем — почти два года — ничего не писал».

В 1890 году Горький отправился в пешее путешествие и побывал на юге России, посетил города Кавказа и Крыма. В автобиографии он писал: «Я почувствовал себя не на своём месте среди интеллигенции и ушёл путешествовать». В пути он писал рассказы и заметки, стихи.

В 1892 году Горький остановился в Тифлисе, где познакомился с революционером Александром Калюжным, который посоветовал ему опубликовать свои произведения, и даже сам отнёс рассказ «Макар Чудра» в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». В этом же году произведение было опубликовано, но подписано оно было не настоящим именем и фамилией Алексея Пешкова, а псевдонимом — Максим Горький.

Вскоре писатель вернулся в Нижний Новгород на прежнее место работы и продолжил писать рассказы, читал он их друзьям и знакомым. Один из друзей отправил рассказ «Емельян Пиляй» в редакцию московской газеты «Русские ведомости», и его напечатали.

По рекомендации В. Короленко М. Горький в 1895 году стал журналистом «Самарской газеты» и переехал из Нижнего Новгорода в Самару. Там он писал о происшествиях в городе, театральных событиях и светской жизни, публиковал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Через несколько месяцев писателю доверили вести литературную рубрику, в которой М. Горький еженедельно печатал свои произведения. Вскоре, вернувшись в Нижний Новгород, начал работу редактором «Нижегородского листка». М. Горький стал известным журналистом.

Работая в «Самарской газете», М. Горький познакомился с Екатериной Волжиной: она была корреспондентом в этой же газете. В августе 1896 года они сыграли свадьбу. Е. Волжина была единственной законной женой писателя. С ней в браке писатель прожил семь лет, за это время у них родилось двое детей.

Работая журналистом, М. Горький не оставлял литературного творчества: писал рассказы, стихи, повести. В 1898 году вышел первый сборник М. Горького «Очерки и рассказы». Это сблизило писателя с А. Чеховым, который давал советы и критиковал его.

В 1899 году в газете «Жизнь» была опубликована повесть «Фома Гордеев», которая прославила М. Горького. Вернувшись в Нижний Новгород, Максим Горький занялся общественной деятельностью, но при этом писатель постоянно находился под надзором полиции, поскольку не переставал общаться с революционерами. В этом же году М. Горького выслали из города за пропаганду революционных идей в Арзамас, а перед ссылкой разрешили съездить в Крым поправить здоровье, потому что у писателя был туберкулёз.

В то же время в Художественном театре в Москве начали готовить постановку первой пьесы М. Горького — «Мещане». Премьера прошла без успеха. Вскоре после выхода спектакля закончилась ссылка М. Горького, и он вернулся в Нижний Новгород, где дописал пьесу «На дне». На сцене Художественного театра в Москве премьера одноименного спектакля состоялась в декабре 1902 года. Её готовили тщательно, помогал и сам писатель. И она прошла успешно, но вскоре была запрещена.

В 1902 году во время репетиции пьесы «На дне» писатель познакомился с актрисой Марией Андреевой, женой чиновника. Вместе они прожили больше 15 лет, и даже после расставания поддерживали отношения до смерти Горького.

В 1902 году М. Горький возглавил издательство «Знание». 22 января 1905 года началась Первая русская революция. М. Горький поддержал восставших рабочих, и написал прокламацию «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», в которой призывал к «немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вскоре писателя задержали и заточили в Петропавловской крепости. Но, благодаря общественному резонансу, уже спустя месяц писателя отпустили. Чтобы избежать нового задержания, М. Горький уехал из страны. Около полугода он прожил в США, где написал сборник очерков «В Америке».

Из-за обострения туберкулёза в конце 1906 года М. Горький уехал в Италию и поселился на острове Капри недалеко от Неаполя. В эмиграции М. Горький много писал. В этот период он сотрудничал с Владимиром Лениным и другими коммунистами, был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В официальной газете РСДРП писатель публиковал обличающие статьи и памфлеты.

В 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых Николай II объявил частичную амнистию политическим преступникам, в число которых входил и Максим Горький. Писателю разрешили вернуться в Россию. Друзья и родственники отговаривали его, но в декабре 1913 года писатель закончил автобиографическую повесть «Детство» и отправился на Родину. Он поселился в Петербурге, где вновь попал под надзор полиции. Несмотря на это, своё общение с революционерами писатель не прекратил, так же, как и творить статьи о судьбе России и критиковать власть.

В 1915 году М. Горький начал издавать журнал «Летопись», в котором свои научные и политические статьи публиковали революционные деятели и писатели. Вскоре М. Горький стал редактором большевистских изданий «Правда» и «Звезда».

Февральскую революцию 1917 года М. Горький воспринял на удивление настороженно. Писатель критиковал Временное правительство за неорганизованность, политическую разнородность. В мае 1917 года Горький начал издавать газету «Новая жизнь», где в разделе «Несвоевременные мысли» публиковал свои статьи с размышлениями о политике. После Октябрьской революции он критиковал действия большевиков и Владимира Ленина. И это не осталось незамеченным: в июле 1918 года за критику власти газету писателя закрыли, а статьи из цикла «Несвоевременные мысли» в СССР не издавали до перестройки. Тогда писатель прямо у себя в квартире в Петрограде создал «Дом искусств» — организацию, которая стала прообразом будущего Союза писателей.

В 1919 году М. Горького назначили главой оценочной комиссии наркомата торговли и промышленности. Ему поручили контролировать работу антикваров, которые составляли каталоги конфискованных частных коллекций. По инициативе М. Горького в том же году было организовано издательство «Всемирная литература», в котором начали печатать произведения русской и мировой классической литературы с комментариями литературоведов.

В 1920 году М. Горький встретился с бывшей фрейлиной, баронессой Марией Закревской-Будберг. Она стала последней музой писателя, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина». Будберг переводила произведения писателя на английский язык, редактировала его рукописи. Они расстались за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году.

В 1921 году М. Горький уехал в Германию. Официальной причиной в советской прессе назвали ухудшившееся здоровье писателя, но на самом деле он покинул страну из-за разногласий с правящей партией. Однако все расходы за границей оплачивала РКП (б). В Берлине писатель основал журнал «Беседа», в котором печатал русских писателей-эмигрантов. Издание выходило редко и вскоре закрылось. М. Горького критиковали в эмигрантской прессе за его связи с Советским правительством. В ответ он опубликовал статью, где сообщал, что поддерживает большевиков и жалеет о написанных в 1917–1918 годах критических статьях. Многие друзья писателя, в том числе Иван Бунин, из-за этого перестали с ним общаться.

В 1924 году М. Горький уехал в Италию и поселился в городе Сорренто. К этому году он закончил автобиографическую повесть «Мои университеты» о своей жизни в Казани, роман «Дело Артамоновых», а затем приступил к созданию эпопеи «Жизнь Клима Самгина», над которой он работал до конца жизни.

В 1928 году М. Горький отметил шестидесятилетний юбилей. По приглашению Иосифа Сталина в мае того же года он приехал в СССР и совершил путешествие по стране, во время которого встречался с поклонниками, посещал литературные встречи. Потом приезжал ещё несколько раз, но окончательно вернулся только в 1933 году. В Москве писателю устроили торжественный прием. Для жизни ему и семье выделили особняк в центре Москвы, дачу в деревне Горки в Подмосковье и дом в Крыму. Именем писателя ещё при жизни назвали улицу в Москве.

По инициативе М. Горького в начале 1930-х создали журналы «Литературная учёба» и «Наши достижения», издали книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», открыли Литературный институт. В августе 1934 года в Москве состоялся Первый съезд советских писателей, на котором был принят устав нового органа — Союза писателей СССР, а М. Горький стал его первым руководителем. В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел и уехал на дачу в Горки. Туда к писателю приезжал Иосиф Сталин. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. После вскрытия его мозг извлекли и отдали в НИИ мозга СССР для изучения, а тело кремировали. Урну с прахом Максима Горького замуровали в Кремлевской стене.

Материал о пьесе «На дне»

  • М. Горький долго искал название для своей пьесы. Были следующие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Дно», «На дне жизни», название «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра, оно наиболее метафоричное и философское по сравнению с другими.

  • Пьеса «На дне» впервые была опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд. В России пьеса «На дне» была напечатана в издательстве «Знание» в 1903 году, но сильно была изменена цензурой.

  • С течением времени пьеса по-разному оценивалась читателями и критикой. В советском периоде не разглядели философского начала в пьесе, позже критики оценили пьесу не только со стороны общественного устройства.

  • Жанр: социально-философская драма.

  • Направление: реализм.

  • Композиция: линейная.

  • Тематика: судьба, смысл жизни, правда и ложь.

  • Проблематика: выбор правды или лжи, выбора, поиска смысла.

  • Конфликт в пьесе. Их 2: социальный («дно общества»), философский (что важнее: ложь или правда?).

Система персонажей пьесы «На дне»

М. Горький собрал в одном месте абсолютно разных по происхождению, профессии и национальности героев, уравнял их в настоящем, оставив различными только прошлое и возраст. По возрасту всех героев можно объединить в три группы:

  • От 20 до 30 лет. Это люди, ещё не имеющие жизненного опыта. В спорах о жизни в основном не участвуют (Наташа, Васька Пепел, Анна, Настя, Алёшка, Василиса Карповна). Эти герои имеют свои имена.

  • От 30 до 50 лет. Это уже состоявшиеся люди, они многое видели и пережили. Эти герои и ведут разговоры о совести, о жизни, о правде, о человеке (Сатин, Актёр, Бубнов, Барон, Клещ). У этих героев уже почти нет имён, сохранилось оно только у Клеща, потому что он не так давно в ночлежке.

  • От 50 до 60. Это самые опытные: хозяин ночлежки, полицейский Медведев и Лука. Но размышления о жизни связаны только с образом Луки.

В «прошлой жизни» герои вряд ли могли бы оказаться в одном месте, но, лишив их всего, драматург «помещает» этих людей в одну ночлежку.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы является Лука, про образ которого ведутся споры в критике. Сам М. Горький по поводу Луки не имел однозначного мнения. В письме к Тихомирову автор пишет: «Одна сирена поёт ложь из жалости к людям», «она знает, что правда — молот, удары её эти люди не выдержат, и она хочет всё-таки обласкать, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда и лжёт». В статье писателя «О пьесах» можно увидеть: «И, наконец, есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайники котелок для варки пищи. Утешители этого типа — самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видно, не сумел сделать его таким».

Совсем по-другому М. Горький пишет о Луке в письме к К. С. Станиславскому: «Мне очень хочется написать хорошо, написать с радостью... солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка русского, эдакого не очень яркого, но любящего всё, всё понимающего». Вот так по-разному говорит сам автор о Луке, поэтому его образ так неоднозначен.

Сатин

Сатин — борец за правду, который не верит в правосудие. На «дне» он оказался из-за убийства обидчика сестры. Сатин, в отличие от Луки, понимает и принимает, что правда не всегда добра. И, по его мнению, правда не должна быть доброй или злой, она такая, какая есть и её необходимо принять. Он верит в человечество, которое способно на многое, ведь «Человек — это звучит гордо».

Главной особенностью образа Сатина является тот факт, что именно он произносит своеобразный гимн человеку, рассуждает о правде и правильном поведении, но сам всё же остаётся «на дне» и не меняет свою жизнь.